В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования -санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия негативных факторов на здоровье населения и окружающую среду.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены правила установления санитарно-защитных зон, определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенности использования расположенных в этих зонах земельных участков.
Решение об установлении (изменении, прекращении существования) санитарно-защитной зоны принимается Роспотребнадзором и его территориальными органами. Сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений.
Роспотребнадзором по Республике Алтай проводится работа с собственниками объектов по разработке проектов санитарно-защитных зон.
В Республике Алтай, на 19.01.2023, решения на установленную СЗЗ имеют 419 из 889 объект ов, что составляет 47,13 % объектов, являющихся источником неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Проведена значительная работа по выдаче решений на АЗС в г.Горно-Алтайске, Майминском, Кош-Агачском, Онгудайском, Усть-Канском и Турочакском районах.
Установление санитарно-защитных зон на промышленных предприятиях организовано в Чемальском районе – на 53% объектах, Горно-Алтайске на 50 % объектах, в Майминском районе – на 46%, в Шебалинском – на 36%. В остальных районах этот процент равен 13-25.
В Горно-Алтайске, Майминском, Чойском, Турочакском, Чемальском, Онгудайском районах не выданы решения на кладбища. По ряду территорий Роспотребнадзором поданы исковые заявления в судебные инстанции о понуждении муниципальных органов власти к выполнению требований законодательства.
При планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заявления о выдаче разрешения на строительство должен представить в Управление заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
проект санитарно-защитной зоны;
- экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны, выданное организацией, аккредитованной на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз.
В составе проекта санитарно-защитной зоны должны содержаться:
- сведения о размерах санитарно-защитной зоны; сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, на бумажном и электронном носителе);
- обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учётом расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека, а для действующих предприятий – с учётом результатов натурных лабораторных и инструментальных исследований и измерений, проведённых в соответствии с программой, согласованной с органами Роспотребнадзора;
- перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай рассматривает заявления об установлении санитарно-защитных зон для объектов II-V классов опасности в соответствии с санитарной классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция), расположенных на территории Республики Алтай. Заявления об установлении санитарно-защитных зон для объектов I классов опасности, а также для объектов, не включённых в санитарную классификацию, рассматривает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны".
Процедура согласования границ СЗЗ для объектов I - III классов опасности следующая:
Проект СЗЗ проходит экспертизу в любой аккредитованной для данных целей организации. Далее проект подается в Роспотребнадзор, где на него выдается санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). После этого оформляется решение об установлении (изменении) СЗЗ. Решение выдается территориальным органом Роспотребнадзора.
Кроме того, для объектов IV–V классов опасности, утверждаемые границы которых совпадают с ориентировочными границами, проект СЗЗ упрощен – не содержит расчетов по выбросам и шуму. К такому заявлению прилагается карта (план) объекта землеустройства, оформленная в отношении границ СЗЗ объекта. По итогам рассмотрения заявления уполномоченным органом выдаётся решение об установлении санитарно-защитной зоны, либо мотивированный отказ в выдаче такого решения. Решение об установлении санитарно-защитной зоны направляется уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (Росреестр).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в её границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай напоминает, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа по ст.6.3 ч.1 «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Призываем муниципальные образования и собственников предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения принять исчерпывающие меры для проведения мероприятий по выполнению требований действующего законодательства. |