Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Хорошей практикой, положительно влияющей на санитарное состояние территорий, является ежегодное принятие распоряжения Правительства Республики Алтай «О мерах по благоустройству и санитарной очистке на территории Республики Алтай», которое в текущем году подписано 07.04.2021 за № 203-р, что позволяет придать работе системный характер и контролировать выполнение мероприятий по уборке мусора.
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки. Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территория контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 14 сентября на территории Горно-Алтайска показали, что подрядчики Министерства регионального развития по-прежнему не обеспечивают достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Невывезенный мусор по ул.Белинского, 48; Гоголя, 26, 67; Омская, 16; Комсомольская, 12; Подгорная, 4; Чапаева, 45; Полежаева, 57; Заречная, 113; Ленина, 217; пр.Коммунистический, 137
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их - обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 7 раз было оштрафовано санитарной службой. Зачастую Горкомхоз или подрядчики вывозят мусор с контейнерных площадок только после вмешательства Роспотребнадзора.
За нарушения требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами в 2021 г так же были оштрафованы ООО «Комммунальщик» - 12 раз, ООО «Экобезопасность» - 1, Автономное учреждение «Кызыл-Озек Сервис» - 5, Управляющие компании – 7. В общей сложности было наложено 32 штрафа.
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
Майминский р-н. с.Майма, скопления мусора по ул.Д.Климкина, 20; Юбилейная, 5; Механизаторов, 6/2; Ленина, 54, несанкционированная свалка в урочище «Страшной лог», (кадастровый №-04:01:011308:960)
Администрациям муниципалитетов необходимо привлечь к проведению уборок предпринимателей и организации, независимо от их ведомственной принадлежности. Нужно добиться, чтобы регион выглядел достойно: поправить изгороди, выкрасить скамейки, отмыть фасады и окна зданий. Только так мы сможем доказать, что Республика Алтай – красивый и современный уголок нашей страны. Однако, по-прежнему не уделяется должного внимания подготовке мероприятию. Отрицательный пример в этом смысле показывает столица региона.
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 6 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском и Улаганском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В 2021 году отлов не начат в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Кош-Агачском районах. На сегодня отловлено лишь 444 собаки. Между тем, уже 500 человек пострадали от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Сотрудники Управления Роспотребнадзора всегда поддерживают вверенные нам территорию и здание в образцовом порядке.
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование
|
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора
|
вывезено мусора с несанкционированных свалок (т)
|
отловлено бродячих собак
|
покусано животными человек
|
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО
|
выдано предписаний администрациями МО
|
заседание штабов
|
работа с населением в виде бесед, лекций
|
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений
|
|
|
|
|
с 11.09 по 17.09.2021
|
год
|
с 11.09 по 17.09.2021
|
год
|
с 11.09 по 17.09.2021
|
год
|
с 11.09 по 17.09.2021
|
год
|
с 11.09 по 17.09.2021
|
год
|
с 11.09 по 17.09.2021
|
год
|
с 11.09 по 17.09.2021
|
год
|
с 11.09 по 17.09.2021
|
год
|
с 11.09 по 17.09.2021
|
год
|
|
МО "г.Горно-Алтайск"
|
85
|
1090
|
98
|
1827
|
2
|
208
|
|
143
|
3
|
796
|
44
|
1714
|
2
|
74
|
5036
|
155612
|
6
|
269
|
|
Майминский район
|
48
|
1699
|
3
|
959
|
8
|
98
|
2
|
105
|
|
402
|
|
2448
|
2
|
84
|
76
|
2280
|
1
|
29
|
|
Усть-Коксинский район
|
10
|
261
|
1
|
44,3
|
|
|
|
28
|
17
|
374
|
160
|
2455
|
3
|
96
|
280
|
15545
|
1
|
46
|
|
Усть-Канский район
|
5
|
146
|
0,8
|
17,3
|
|
|
|
30
|
1
|
166
|
25
|
983
|
1
|
35
|
397
|
10517
|
1
|
37
|
|
Турочакский район
|
23
|
767
|
1,5
|
65,8
|
|
21
|
1
|
24
|
5
|
162
|
20
|
473
|
|
5
|
51
|
2267
|
1
|
29
|
|
Чойский район
|
2
|
126
|
0,1
|
285,7
|
4
|
27
|
2
|
22
|
6
|
178
|
14
|
747
|
2
|
98
|
242
|
7954
|
3
|
144
|
|
Шебалинский район
|
3
|
137
|
1,4
|
44,5
|
|
21
|
|
20
|
5
|
306
|
36
|
640
|
1
|
32
|
122
|
4970
|
1
|
31
|
|
Чемальский район
|
3
|
241
|
1,4
|
182,7
|
|
25
|
|
49
|
5
|
187
|
131
|
2347
|
2
|
77
|
319
|
9156
|
2
|
112
|
|
Онгудайский район
|
2
|
153
|
0,5
|
56,5
|
|
39
|
1
|
40
|
6
|
173
|
39
|
885
|
1
|
41
|
239
|
7624
|
1
|
120
|
|
Улаганский район
|
14
|
269
|
15
|
323
|
|
5
|
|
9
|
5
|
145
|
80
|
19555
|
1
|
35
|
160
|
5620
|
1
|
35
|
|
Кош-Агачский район
|
6
|
166
|
5,7
|
140,6
|
|
|
|
30
|
22
|
234
|
25
|
770
|
2
|
104
|
302
|
9353
|
2
|
85
|
|
итого
|
201
|
5055
|
128,4
|
3946,4
|
14
|
444
|
6
|
500
|
75
|
3123
|
574
|
33017
|
17
|
681
|
7224
|
230898
|
20
|
937
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого АППГ
|
94
|
3423
|
54,1
|
2254,9
|
8
|
173
|
13
|
504
|
62
|
3259
|
696
|
18611
|
23
|
720
|
4813
|
300011
|
23
|
869
|
|
|