Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Хорошей практикой, положительно влияющей на санитарное состояние территорий, является ежегодное принятие распоряжения Правительства Республики Алтай «О мерах по благоустройству и санитарной очистке на территории Республики Алтай», которое в текущем году подписано 07.04.2021 за № 203-р, что позволяет придать работе системный характер и контролировать выполнение мероприятий по уборке мусора.
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки. Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территория контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 31 августа на территории Горно-Алтайска показали, что подрядчики Министерства регионального развития по-прежнему не обеспечивают достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Г.Горно-Алтайск. Невывезенный мусор по пр. Коммунистический, 133, 153, 165/1; ул. Заречная, 69, 95; Промышленная, 3/1 к1; Строителей, 6; Гуркина, 49, 121/1; Комсомольская, 29; Красноармейская, 22; Осипенко, 37; Сухова, 2/1; Полежаева, 28; в пер. Крайний
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их - обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 7 раз было оштрафовано санитарной службой. Зачастую Горкомхоз или подрядчики вывозят мусор с контейнерных площадок только после вмешательства Роспотребнадзора.
За нарушения требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами в 2021 г так же были оштрафованы ООО «Комммунальщик» - 12 раз, ООО «Экобезопасность» - 1, Автономное учреждение «Кызыл-Озек Сервис» - 5, Управляющие компании – 7. В общей сложности было наложено 32 штрафа.
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
С.Майма. Несанкционированные свалки, скопления отходов на жилмассиве «Алгаир», по ул. Гидростроителей, 36; Климкина, 20 к.1; Ленина, 54; Подгорная, 35 (31.09.2021)
Администрациям муниципалитетов необходимо привлечь к проведению уборок предпринимателей и организации, независимо от их ведомственной принадлежности. Нужно добиться, чтобы регион выглядел достойно: поправить изгороди, выкрасить скамейки, отмыть фасады и окна зданий. Только так мы сможем доказать, что Республика Алтай – красивый и современный уголок нашей страны. Однако, по-прежнему не уделяется должного внимания подготовке мероприятию. Отрицательный пример в этом смысле показывает столица региона.
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 6 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском и Улаганском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В 2021 году отлов не начат в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Кош-Агачском районах. На сегодня отловлено лишь 420 собак. Между тем, уже 482 человека пострадали от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Сотрудники Управления Роспотребнадзора всегда поддерживают вверенные нам территорию и здание в образцовом порядке.
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование
|
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора
|
вывезено всего мусора c несанкционированных свалок (т)
|
отловлено бродячих собак
|
покусано животными человек
|
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО
|
выдано предписаний администрациями МО
|
заседание штабов
|
работа с населением в виде бесед, лекций
|
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений
|
|
|
|
|
с 28.08 по 03.09.2021
|
год
|
с 28.08 по 03.09.2021
|
год
|
с 28.08 по 03.09.2021
|
год
|
с 28.08 по 03.09.2021
|
год
|
с 28.08 по 03.09.2021
|
год
|
с 28.08 по 03.09.2021
|
год
|
с 28.08 по 03.09.2021
|
год
|
с 28.08 по 03.09.2021
|
год
|
с 28.08 по 03.09.2021
|
год
|
|
МО "г.Горно-Алтайск"
|
27
|
981
|
22
|
1711
|
4
|
202
|
3
|
140
|
7
|
787
|
66
|
1611
|
2
|
70
|
4179
|
145595
|
9
|
252
|
|
Майминский район
|
34
|
1624
|
19
|
910
|
|
88
|
4
|
99
|
1
|
367
|
310
|
2428
|
2
|
80
|
132
|
2119
|
|
27
|
|
Усть-Коксинский район
|
4
|
242
|
1,1
|
42,3
|
|
|
1
|
27
|
10
|
338
|
101
|
2161
|
2
|
89
|
515
|
14875
|
1
|
44
|
|
Усть-Канский район
|
3
|
137
|
0,4
|
16
|
|
|
|
29
|
|
163
|
14
|
936
|
1
|
33
|
296
|
9821
|
1
|
35
|
|
Турочакский район
|
25
|
759
|
1,1
|
63,2
|
4
|
21
|
2
|
22
|
7
|
154
|
44
|
435
|
|
5
|
50
|
2186
|
1
|
27
|
|
Чойский район
|
3
|
121
|
0,2
|
285,5
|
|
19
|
3
|
20
|
12
|
167
|
63
|
710
|
2
|
93
|
221
|
7501
|
3
|
137
|
|
Шебалинский район
|
3
|
130
|
0,4
|
41,7
|
|
21
|
|
20
|
11
|
285
|
24
|
567
|
1
|
30
|
130
|
4726
|
1
|
29
|
|
Чемальский район
|
6
|
234
|
2,8
|
178,7
|
|
25
|
|
49
|
5
|
176
|
172
|
2053
|
2
|
73
|
380
|
8486
|
2
|
108
|
|
Онгудайский район
|
3
|
149
|
1,5
|
54,8
|
|
39
|
2
|
39
|
4
|
163
|
46
|
786
|
1
|
39
|
200
|
7155
|
2
|
115
|
|
Улаганский район
|
14
|
242
|
14
|
294
|
|
5
|
|
7
|
5
|
134
|
80
|
1797
|
1
|
33
|
160
|
5300
|
1
|
33
|
|
Кош-Агачский район
|
5
|
155
|
3,6
|
132,7
|
|
|
|
30
|
|
202
|
25
|
725
|
2
|
100
|
298
|
8788
|
2
|
80
|
|
итого
|
127
|
4774
|
66,1
|
3729,9
|
8
|
420
|
15
|
482
|
62
|
2936
|
945
|
14209
|
16
|
645
|
6561
|
216552
|
23
|
887
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого АППГ
|
74
|
3254
|
41,7
|
2157,3
|
0
|
157
|
9
|
484
|
93
|
3124
|
674
|
17165
|
18
|
676
|
5421
|
289061
|
26
|
822
|
|
|