Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Хорошей практикой, положительно влияющей на санитарное состояние территорий, является ежегодное принятие распоряжения Правительства Республики Алтай «О мерах по благоустройству и санитарной очистке на территории Республики Алтай», которое в текущем году подписано 07.04.2021 за № 203-р, что позволяет придать работе системный характер и контролировать выполнение мероприятий по уборке мусора.
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки. Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территория контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 10 августа на территории Горно-Алтайска показали, что подрядчики Министерства регионального развития по-прежнему не обеспечивают достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Невывезенный мусор у контейнерных площадок по ул.Комсомольская, 12; Заречная, 69, 95; Чорос-Гуркина, 121А, по пр.Коммунистическому, 160
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их - обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 7 раз было оштрафовано санитарной службой. Зачастую Горкомхоз или подрядчики вывозят мусор с контейнерных площадок только после вмешательства Роспотребнадзора.
За нарушения требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами в 2021 г так же были оштрафованы ООО «Комммунальщик» - 12 раз, ООО «Экобезопасность» - 1, Автономное учреждение «Кызыл-Озек Сервис» - 5, Управляющие компании – 7. В общей сложности было наложено 32 штрафа.
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
С.Майма, Скопления мусора по ул.Ленина, 54, 62Б; Д.Климкина, 20; Юбилейная, 5; Подгорная, 35; в пер. Школьный, 19а. Несанкционированная свалка в ж/м «Алгаир» (кадастровый №04:01:010726:31) (10.08.2021)
Администрациям муниципалитетов необходимо привлечь к проведению уборок предпринимателей и организации, независимо от их ведомственной принадлежности. Нужно добиться, чтобы регион выглядел достойно: поправить изгороди, выкрасить скамейки, отмыть фасады и окна зданий. Только так мы сможем доказать, что Республика Алтай – красивый и современный уголок нашей страны. Однако, по-прежнему не уделяется должного внимания подготовке мероприятию. Отрицательный пример в этом смысле показывает столица региона:
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 6 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском и Улаганском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В 2021 году отлов не начат в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Кош-Агачском районах. На сегодня отловлено лишь 399 собак. Между тем, уже 433 человека пострадали от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Сотрудники Управления Роспотребнадзора всегда поддерживают вверенные нам территорию и здание в образцовом порядке.
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование
|
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора
|
вывезено мусора с несанкционированных свалок (т)
|
отловлено бродячих собак
|
покусано животными человек
|
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО
|
выдано предписаний администрациями МО
|
заседание штабов
|
работа с населением в виде бесед, лекций
|
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений
|
|
|
|
|
с 07.08 по 13.08.2021
|
год
|
с 07.08 по 13.08.2021
|
год
|
с 07.08 по 13.08.2021
|
год
|
с 07.08 по 13.08.2021
|
год
|
с 07.08 по 13.08.2021
|
год
|
с 07.08 по 13.08.2021
|
год
|
с 07.08 по 13.08.2021
|
год
|
с 07.08 по 13.08.2021
|
год
|
с 07.08 по 13.08.2021
|
год
|
|
МО "г.Горно-Алтайск"
|
53
|
874
|
96
|
1599
|
4
|
194
|
5
|
129
|
33
|
734
|
46
|
1437
|
2
|
64
|
4204
|
133244
|
7
|
230
|
|
Майминский район
|
11
|
1548
|
11
|
854
|
|
87
|
2
|
88
|
|
315
|
43
|
1833
|
2
|
74
|
21
|
1885
|
|
26
|
|
Усть-Коксинский район
|
7
|
226
|
1,1
|
38,3
|
|
|
|
25
|
14
|
284
|
145
|
1820
|
3
|
83
|
1090
|
12790
|
1
|
41
|
|
Усть-Канский район
|
5
|
126
|
0,9
|
15
|
|
|
1
|
25
|
5
|
151
|
26
|
881
|
1
|
30
|
252
|
8923
|
1
|
32
|
|
Турочакский район
|
17
|
700
|
0,4
|
61,2
|
|
9
|
2
|
20
|
3
|
143
|
20
|
376
|
|
5
|
72
|
2069
|
1
|
25
|
|
Чойский район
|
3
|
112
|
0,1
|
285,1
|
|
19
|
|
16
|
6
|
150
|
19
|
636
|
3
|
87
|
247
|
7035
|
3
|
128
|
|
Шебалинский район
|
4
|
119
|
0,3
|
38,5
|
|
21
|
3
|
19
|
7
|
254
|
17
|
510
|
1
|
27
|
122
|
4344
|
1
|
26
|
|
Чемальский район
|
9
|
215
|
25,2
|
170,3
|
8
|
25
|
2
|
43
|
8
|
158
|
122
|
1587
|
2
|
67
|
320
|
7396
|
2
|
102
|
|
Онгудайский район
|
3
|
142
|
0,8
|
52,4
|
|
39
|
1
|
34
|
6
|
150
|
63
|
668
|
1
|
36
|
179
|
6671
|
6
|
110
|
|
Улаганский район
|
13
|
203
|
18
|
254
|
|
5
|
|
7
|
5
|
119
|
83
|
1558
|
1
|
30
|
160
|
4820
|
1
|
30
|
|
Кош-Агачский район
|
5
|
140
|
2,2
|
123,5
|
|
|
1
|
27
|
2
|
186
|
30
|
650
|
2
|
94
|
315
|
7933
|
2
|
73
|
|
итого
|
130
|
4405
|
156
|
3491,3
|
12
|
399
|
17
|
433
|
89
|
2644
|
614
|
11956
|
18
|
597
|
6982
|
197110
|
25
|
823
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого АППГ
|
115
|
2997
|
56,9
|
2015,93
|
15
|
137
|
14
|
450
|
164
|
2838
|
712
|
15100
|
17
|
624
|
5718
|
272490
|
25
|
758
|
|
|