Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Хорошей практикой, положительно влияющей на санитарное состояние территорий, является ежегодное принятие распоряжения Правительства Республики Алтай «О мерах по благоустройству и санитарной очистке на территории Республики Алтай», которое в текущем году подписано 07.04.2021 за № 203-р, что позволяет придать работе системный характер и контролировать выполнение мероприятий по уборке мусора.
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки. Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территория контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 28 июля на территории Горно-Алтайска показали, что подрядчики Министерства регионального развития по-прежнему не обеспечивают достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Невывезенный мусор по ул.Комсомольская, 12; Калинина, 1; Белинского, 48; Ленина, 217; Пушкина, 66; Чапаева, 45; Чорос-Гуркина, 49; Чорос-Гуркина, 121/1; Набережная, 11; Луговая, 84, 122; пр.Коммунистический, 162
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их - обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 13 раз было оштрафовано санитарной службой. Зачастую Горкомхоз или подрядчики вывозят мусор с контейнерных площадок только после вмешательства Роспотребнадзора.
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
С.Майма. Несанкционированные свалки мусора, скопления отходов по ул.Д.Климкина, 20; ул.Подгорная, 119; в ж/м «Алгаир» (кадастровый № участка -04:01:010726:31) (28.07.2021)
Администрациям муниципалитетов необходимо привлечь к проведению уборок предпринимателей и организации, независимо от их ведомственной принадлежности. Нужно добиться, чтобы регион выглядел достойно: поправить изгороди, выкрасить скамейки, отмыть фасады и окна зданий. Только так мы сможем доказать, что Республика Алтай – красивый и современный уголок нашей страны. Однако, по-прежнему не уделяется должного внимания подготовке мероприятию. Отрицательный пример в этом смысле показывает столица региона:
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 6 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском и Улаганском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В 2021 году отлов не начат в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Кош-Агачском районах. На сегодня отловлено лишь 367 собак. Между тем уже 407 человек пострадали от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование
|
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора
|
вывезено мусора с несанкционированных свалок (т)
|
отловлено бродячих собак
|
покусано животными человек
|
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО
|
выдано предписаний администрациями МО
|
заседание штабов
|
работа с населением в виде бесед, лекций
|
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений
|
|
|
|
|
с 24.07 по 30.07.2021
|
год
|
с 24.07 по 30.07.2021
|
год
|
с 24.07 по 30.07.2021
|
год
|
с 24.07 по 30.07.2021
|
год
|
с 24.07 по 30.07.2021
|
год
|
с 24.07 по 30.07.2021
|
год
|
с 24.07 по 30.07.2021
|
год
|
с 24.07 по 30.07.2021
|
год
|
с 24.07 по 30.07.2021
|
год
|
|
МО "г.Горно-Алтайск"
|
10
|
754
|
8
|
1383
|
6
|
183
|
9
|
118
|
59
|
664
|
66
|
1339
|
2
|
60
|
4233
|
124800
|
6
|
216
|
|
Майминский район
|
24
|
1418
|
19
|
822
|
8
|
84
|
2
|
86
|
|
285
|
44
|
1750
|
2
|
70
|
46
|
1828
|
|
26
|
|
Усть-Коксинский район
|
10
|
215
|
2,9
|
36,3
|
|
|
2
|
25
|
6
|
258
|
93
|
1505
|
4
|
77
|
677
|
11187
|
1
|
39
|
|
Усть-Канский район
|
5
|
118
|
0,3
|
13,7
|
|
|
|
24
|
4
|
140
|
27
|
827
|
1
|
28
|
265
|
8416
|
1
|
30
|
|
Турочакский район
|
14
|
665
|
0,2
|
60,3
|
|
9
|
1
|
18
|
3
|
135
|
15
|
338
|
|
5
|
94
|
2069
|
1
|
23
|
|
Чойский район
|
3
|
105
|
0,1
|
284,3
|
|
19
|
|
16
|
8
|
137
|
24
|
596
|
3
|
81
|
146
|
6567
|
4
|
121
|
|
Шебалинский район
|
2
|
111
|
0,5
|
37,5
|
|
21
|
|
16
|
5
|
240
|
18
|
476
|
1
|
25
|
122
|
4100
|
1
|
24
|
|
Чемальский район
|
8
|
199
|
3,6
|
141,5
|
|
17
|
|
41
|
|
149
|
107
|
1353
|
2
|
63
|
290
|
6766
|
2
|
98
|
|
Онгудайский район
|
4
|
137
|
3,6
|
50,7
|
|
29
|
2
|
32
|
7
|
138
|
26
|
566
|
2
|
34
|
228
|
6371
|
10
|
103
|
|
Улаганский район
|
14
|
178
|
11
|
227
|
|
5
|
|
7
|
6
|
108
|
75
|
1399
|
1
|
28
|
160
|
4500
|
1
|
28
|
|
Кош-Агачский район
|
4
|
131
|
4,3
|
119,6
|
|
|
|
24
|
|
184
|
75
|
594
|
3
|
90
|
469
|
7300
|
2
|
68
|
|
итого
|
98
|
4031
|
53,5
|
3175,9
|
14
|
367
|
16
|
407
|
98
|
2438
|
570
|
10743
|
21
|
561
|
6730
|
183904
|
29
|
776
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого АППГ
|
142
|
2782
|
83,2
|
1901,2
|
10
|
106
|
19
|
424
|
65
|
2586
|
706
|
13664
|
21
|
588
|
5992
|
260259
|
29
|
705
|
|
|