Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Хорошей практикой, положительно влияющей на санитарное состояние территорий, является ежегодное принятие распоряжения Правительства Республики Алтай «О мерах по благоустройству и санитарной очистке на территории Республики Алтай», которое в текущем году подписано 07.04.2021 за № 203-р, что позволяет придать работе системный характер и контролировать выполнение мероприятий по уборке мусора.
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки. Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территория контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 20 июля на территории Горно-Алтайска показали, что подрядчики Министерства регионального развития по-прежнему не обеспечивают достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Невывезенный мусор по ул.Гоголя, 26; Луговая, 112; Пушкина, 124, 176; Октябрьская, 39; Серова, 10; Чорос-Гуркина, 7/1, 49; Чапаева, 45; Ленина, 217; П.Сухова, 31; пр.Коммунистический, 162
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их - обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 13 раз было оштрафовано санитарной службой. Зачастую Горкомхоз или подрядчики вывозят мусор с контейнерных площадок только после вмешательства Роспотребнадзора.
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
Скопления мусора, несанкционированные свалки в г. Горно-Алтайске по ул.Комсомольская, 12; Луговая, 122; Чорос-Гуркина, 38, в с.Майма по ул.Д.Климкина, 20; Подгорная, 119; в ж/м «Алгаир» (20.07.2021)
Администрациям муниципалитетов необходимо привлечь к проведению уборок предпринимателей и организации, независимо от их ведомственной принадлежности. Нужно добиться, чтобы регион выглядел достойно: поправить изгороди, выкрасить скамейки, отмыть фасады и окна зданий. Только так мы сможем доказать, что Республика Алтай – красивый и современный уголок нашей страны. Однако, по-прежнему не уделяется должного внимания подготовке мероприятию. Отрицательный пример в этом смысле показывает столица региона:
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 6 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском и Улаганском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В 2021 году отлов не начат в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Кош-Агачском районах. На сегодня отловлено лишь 353 собаки. Между тем уже 391 человек пострадал от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование
|
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора
|
вывезено мусора c несанкционированных свалок
|
отловлено бродячих собак
|
покусано животными человек
|
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО
|
выдано предписаний администрациями МО
|
заседание штабов
|
работа с населением в виде бесед, лекций
|
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений
|
|
|
|
|
с 17.07 по 23.07.2021
|
год
|
с 17.07 по 23.07.2021
|
год
|
с 17.07 по 23.07.2021
|
год
|
с 17.07 по 22.07.2021
|
год
|
с 17.07 по 23.07.2021
|
год
|
с 17.07 по 23.07.2021
|
год
|
с 17.07 по 23.07.2021
|
год
|
с 17.07 по 23.07.2021
|
год
|
с 17.07 по 23.07.2021
|
год
|
|
МО "г.Горно-Алтайск"
|
10
|
744
|
256,00
|
5468
|
5
|
177
|
8
|
109
|
2
|
605
|
48
|
1273
|
2
|
58
|
4064
|
120567
|
10
|
210
|
|
Майминский район
|
25
|
1394
|
19
|
803
|
6
|
76
|
1
|
84
|
|
285
|
44
|
1706
|
2
|
68
|
39
|
1784
|
2
|
26
|
|
Усть-Коксинский район
|
7
|
205
|
15,8
|
244,6
|
|
|
2
|
23
|
3
|
252
|
152
|
1412
|
3
|
73
|
769
|
10510
|
1
|
38
|
|
Усть-Канский район
|
4
|
113
|
15,8
|
292,4
|
|
|
|
24
|
4
|
136
|
27
|
800
|
1
|
27
|
293
|
8151
|
1
|
29
|
|
Турочакский район
|
31
|
651
|
39,5
|
1203,8
|
|
9
|
|
17
|
4
|
132
|
12
|
323
|
|
5
|
96
|
1975
|
1
|
22
|
|
Чойский район
|
4
|
102
|
69,3
|
1297,2
|
4
|
19
|
1
|
16
|
4
|
129
|
22
|
572
|
3
|
78
|
984
|
6421
|
4
|
117
|
|
Шебалинский район
|
2
|
109
|
57,2
|
1106,1
|
|
21
|
3
|
16
|
8
|
235
|
17
|
458
|
1
|
24
|
134
|
3978
|
1
|
23
|
|
Чемальский район
|
10
|
191
|
92,8
|
1509,4
|
|
17
|
|
41
|
|
149
|
102
|
1246
|
2
|
61
|
287
|
6476
|
2
|
96
|
|
Онгудайский район
|
4
|
133
|
84,4
|
2079,7
|
|
29
|
2
|
30
|
10
|
131
|
60
|
540
|
1
|
32
|
190
|
6143
|
7
|
93
|
|
Улаганский район
|
12
|
164
|
25
|
577
|
|
5
|
1
|
7
|
6
|
102
|
52
|
1324
|
1
|
27
|
160
|
4340
|
1
|
27
|
|
Кош-Агачский район
|
6
|
127
|
111
|
2426
|
|
|
|
24
|
7
|
184
|
62
|
519
|
2
|
87
|
450
|
6831
|
2
|
66
|
|
итого
|
115
|
3933
|
785,80
|
17007,2
|
15
|
353
|
18
|
391
|
48
|
2340
|
598
|
10173
|
18
|
540
|
7466
|
177176
|
32
|
747
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого АППГ
|
105
|
2640
|
1201
|
29906,1
|
5
|
96
|
19
|
405
|
91
|
2521
|
670
|
12958
|
23
|
567
|
6393
|
254267
|
27
|
676
|
|
|