Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Хорошей практикой, положительно влияющей на санитарное состояние территорий, является ежегодное принятие распоряжения Правительства Республики Алтай «О мерах по благоустройству и санитарной очистке на территории Республики Алтай», которое в текущем году подписано 07.04.2021 за № 203-р, что позволяет придать работе системный характер и контролировать выполнение мероприятий по уборке мусора.
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки. Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территория контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 16 июня на территории Горно-Алтайска показали, что подрядчики Министерства регионального развития по-прежнему не обеспечивают достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Переполненные контейнеры, невывезенный мусор на контейнерных площадках по ул.Белинского, 48;Луговая, 98;Мастеровой остров, 5; Набережная, 11; Пушкина, 66; Шевченко, 22 (16.06.2021)
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их -обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 13 раз было оштрафовано санитарной службой. Зачастую Горкомхоз или подрядчики вывозят мусор с контейнерных площадок только после вмешательства Роспотребнадзора.
Перевернутую урну у стадиона "Спартак" не убирают в течение 3-х дней
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
С.Майма. Скопления мусора, несанкционированные свалки по ул.Д.Климкина, 20; ул.Энергетиков, 29/2; у остановочного павильона «Кировская» по ул.Советская, в ж/м «Алгаир» (кадастровый № - 04:01:010726:31) (16.06.2021)
Уже в июле наша республика будет отмечать свое 30-летие. Администрациям муниципалитетов необходимо привлечь к проведению уборок предпринимателей и организации, независимо от их ведомственной принадлежности. Нужно добиться, чтобы регион выглядел достойно: поправить изгороди, выкрасить скамейки, отмыть фасады и окна зданий. Только так мы сможем доказать, что Республика Алтай – красивый и современный уголок нашей страны. Однако, по-прежнему не уделяется должного внимания подготовке мероприятию. Отрицательный пример в этом смысле показывает столица региона:
Г. Горно-Алтайск. Ветхие фасады зданий по пр.Коммунистический, №№89-91, по ул.В.Чаптынова, 18, 20; Ленкина, 1; Социалистическая, 32; отбитая плитка у Сада камней (16.06.2021)
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 6 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском и Улаганском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В 2021 году отлов не начат в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Кош-Агачском районах. На сегодня отловлено лишь 279 собаки. Между тем уже 295 человек пострадали от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование
|
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора
|
вывезено всего мусора с несанкционированных свалок (т)
|
отловлено бродячих собак
|
покусано животными человек
|
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО
|
выдано предписаний администрациями МО
|
заседание штабов
|
работа с населением в виде бесед, лекций
|
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений
|
|
|
|
|
с 12.06 по 18.06.2021
|
год
|
с 12.06 по 18.06.2021
|
год
|
с 12.06 по 18.06.2021
|
год
|
с 12.06 по 18.06.2021
|
год
|
с 12.06 по 18.06.2021
|
год
|
с 12.06 по 18.06.2021
|
год
|
с 12.06 по 18.06.2021
|
год
|
с 12.06 по 18.06.2021
|
год
|
с 12.06 по 18.06.2021
|
год
|
|
МО "г.Горно-Алтайск"
|
56
|
606
|
64
|
1182,1
|
5
|
146
|
6
|
80
|
46
|
541
|
67
|
1002
|
2
|
48
|
4258
|
99458
|
9
|
164
|
|
Майминский район
|
33
|
1238
|
13
|
682
|
|
62
|
2
|
70
|
|
197
|
69
|
1143
|
2
|
58
|
38
|
1576
|
1
|
21
|
|
Усть-Коксинский район
|
7
|
170
|
1,3
|
25,4
|
|
|
|
19
|
10
|
222
|
70
|
845
|
3
|
59
|
480
|
7560
|
1
|
32
|
|
Усть-Канский район
|
3
|
91
|
0,3
|
10,3
|
|
|
1
|
16
|
2
|
117
|
15
|
668
|
1
|
22
|
223
|
6613
|
1
|
24
|
|
Турочакский район
|
34
|
528
|
4,9
|
57,3
|
|
9
|
|
12
|
9
|
115
|
16
|
261
|
|
4
|
64
|
1694
|
1
|
17
|
|
Чойский район
|
3
|
83
|
0,1
|
283,5
|
|
15
|
1
|
12
|
6
|
102
|
18
|
491
|
2
|
63
|
122
|
4500
|
3
|
97
|
|
Шебалинский район
|
2
|
95
|
1,9
|
26,9
|
|
5
|
|
10
|
8
|
194
|
17
|
363
|
1
|
19
|
131
|
3305
|
1
|
18
|
|
Чемальский район
|
7
|
152
|
4,6
|
109,7
|
|
17
|
1
|
27
|
5
|
129
|
92
|
845
|
2
|
51
|
267
|
5201
|
1
|
88
|
|
Онгудайский район
|
2
|
117
|
1,1
|
39,9
|
|
20
|
1
|
23
|
6
|
105
|
8
|
357
|
1
|
26
|
272
|
4821
|
6
|
71
|
|
Улаганский район
|
11
|
108
|
10
|
167
|
|
5
|
|
6
|
6
|
80
|
69
|
984
|
1
|
22
|
160
|
3540
|
1
|
22
|
|
Кош-Агачский район
|
5
|
97
|
3,1
|
80,8
|
|
|
|
20
|
|
153
|
21
|
297
|
2
|
76
|
257
|
5092
|
3
|
51
|
|
итого
|
163
|
3285
|
104,3
|
2664,9
|
5
|
279
|
12
|
295
|
98
|
1955
|
462
|
7256
|
17
|
448
|
6272
|
143360
|
28
|
605
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого АППГ
|
91
|
2047
|
27,1
|
1572,8
|
0
|
73
|
23
|
318
|
80
|
2077
|
487
|
9293
|
21
|
458
|
5520
|
219272
|
20
|
524
|
|
|