Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки.
Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 2 марта на территории Горно-Алтайска показали, что региональный оператор ООО «Коммунальщик» по-прежнему не обеспечивает достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Невывезенный мусор на контейнерных площадках по ул.Калкина, 14; Промышленная 3/1; Проточная, 9; Белинского, 41; по Коммунистическому 115/1, 151
Работа регоператора по-прежнему, вызывает немало нареканий у жителей региона. В 2019 году организация получила от Роспотребнадзора более двух десятков штрафов. В 2020 году ООО «Коммунальщик» и его директор были наказаны рублем 36 раз.
С. Майма. Скопления мусора выявлены в с.Майма в пер.Лесной, 18; по ул.Березовая Роща 9/2; Карьерная, 2, 10; Социалистическая, 6; Глухарева, 32; Энергетиков, 7 (02.03.2021)
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их - обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 13 раз было оштрафовано санитарной службой.
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
Из-за ненадлежащего выполнения муниципалитетами работ по расчистке улиц от снега, неудовлетворительной подсыпки улиц и подходов к зданиям, каждую неделю жители и гости региона получают травмы различной степени тяжести (ушибы, переломы, черепно-мозговые травмы). На минувшей неделе 6 человек получили травмы в Горно-Алтайске и с. Майма. Призываем граждан смелее отстаивать свои права на благоприятные условия проживания! При получении травм в результате падений на скользких улицах требуйте компенсации причиненного вреда. Если в досудебном порядке взыскать компенсацию не получается, мы поможем составить исковое заявление в суд. Положительная судебная практика наработана.
Некачественная расчистка дорог от снега приводит к повышенной аварийности, доставляет неудобства для мам с маленькими детьми, пенсионеров, затрудняет проезд скорой помощи, пожарных машин и мусоровозов.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 7 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском, Улаганском и Кош-Агачском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В наступившем 2021 году отлов начат только в Горно-Алтайске и Чойском районе. На сегодня отловлено 55 собак. В прочих МО до сих пор не определен подрядчик по отлову. Между тем уже 70 человек пострадало от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование
|
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора
|
вывезено мусора с несанкционированных свалок (т)
|
отловлено бродячих собак
|
покусано животными человек
|
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО
|
выдано предписаний администрациями МО
|
заседание штабов
|
работа с населением в виде бесед, лекций
|
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений
|
|
|
|
|
с 27.02 по 05.03.2021
|
год
|
с 27.02 по 05.03.2021
|
год
|
с 27.02 по 05.03.2021
|
год
|
с 27.02 по 05.03.2021
|
год
|
с 27.02 по 05.03.2021
|
год
|
с 27.02 по 05.03.2021
|
год
|
с 27.02 по 05.03.2021
|
год
|
с 27.02 по 05.03.2021
|
год
|
с 27.02 по 05.03.2021
|
год
|
|
МО "г.Горно-Алтайск"
|
|
|
|
|
|
50
|
1
|
22
|
18
|
151
|
32
|
217
|
2
|
16
|
4133
|
35724
|
7
|
58
|
|
Майминский район
|
8
|
447
|
4,1
|
213,7
|
|
|
6
|
19
|
5
|
42
|
|
251
|
2
|
28
|
26
|
369
|
1
|
8
|
|
Усть-Коксинский район
|
7
|
65
|
0,6
|
9,9
|
|
|
|
3
|
12
|
68
|
25
|
186
|
2
|
16
|
240
|
1972
|
3
|
12
|
|
Усть-Канский район
|
4
|
34
|
0,3
|
4,7
|
|
|
|
1
|
4
|
54
|
33
|
254
|
1
|
8
|
307
|
1889
|
1
|
9
|
|
Турочакский район
|
30
|
102
|
1,9
|
9
|
|
|
|
3
|
1
|
43
|
10
|
72
|
|
2
|
39
|
396
|
|
4
|
|
Чойский район
|
1
|
38
|
0,1
|
0,9
|
|
5
|
|
3
|
2
|
29
|
27
|
182
|
2
|
29
|
96
|
1448
|
6
|
50
|
|
Шебалинский район
|
1
|
18
|
0,4
|
5,5
|
|
|
|
3
|
|
79
|
10
|
96
|
1
|
5
|
119
|
1138
|
1
|
4
|
|
Чемальский район
|
6
|
40
|
2,8
|
14,8
|
|
|
|
8
|
5
|
50
|
30
|
186
|
2
|
15
|
170
|
1902
|
2
|
16
|
|
Онгудайский район
|
4
|
10
|
0,2
|
0,8
|
|
|
1
|
4
|
3
|
53
|
13
|
102
|
1
|
9
|
258
|
1257
|
5
|
21
|
|
Улаганский район
|
|
8
|
|
33
|
|
|
|
1
|
2
|
18
|
17
|
117
|
1
|
8
|
160
|
1290
|
1
|
8
|
|
Кош-Агачский район
|
4
|
31
|
2,8
|
23,9
|
|
|
1
|
3
|
5
|
49
|
17
|
102
|
4
|
30
|
209
|
1466
|
2
|
18
|
|
итого
|
65
|
793
|
13,2
|
316,2
|
0
|
55
|
9
|
70
|
57
|
636
|
214
|
1765
|
18
|
166
|
5757
|
48851
|
29
|
208
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого
|
115
|
1074
|
21,7
|
408,8
|
0
|
60
|
11
|
96
|
79
|
1011
|
371
|
2876
|
30
|
272
|
7115
|
59637
|
47
|
338
|
|
|