За месяц специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в Усть-Коксинском районе проверено 7 школ (Кайтанакская ООШ, Мараловодческая НОШ, Чендекская СОШ, Нижне-Уймонская НОШ, Тюгурюкская ООШ, Юстикская ООШ, Амурская СОШ) и 6 детских садов («Березка» с. Кайтанак, «Черёмушки» с.Мараловодка, «Мараленок» с. Чендек, «Веснянка» с.Тюгурюк, «Мурзилка» с. Юстик, «Улыбка» с. Амур).
Несмотря на то, что проверки были плановыми, за год до их проведения руководители учреждений знали о них и имели возможность подготовиться, в результате проверок выявлено множество нарушений касающихся питания, обучения и воспитания детей, создающих угрозу их жизни и здоровью.
При этом среди выявленных нарушений множество таких, которые не требуют крупных финансовых вложений.
Установлено, что расписание уроков в школах составляется без учета умственной работоспособности детей в течение дня и недели и уровня сложности предметов, что приводит к быстрому утомлению детей и снижению компенсаторных возможностей организма детей. Классные доски не обеспечены софитами освещения, на рабочих местах обучающихся не обеспечен необходимый уровень искусственного освещения. Кроме этого парты расставляются без соблюдения необходимых расстояний от классной доски.
В некоторых школах обнаружено превышение уровня электромагнитных полей от компьютеров, что неблагоприятно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы. В Юстикской школе выявлено превышение активности радона в учебных помещениях, что является одним из основных факторов риска в развитии онкологических заболеваний.
В части школ не обеспечены условия для проветривания помещений. Окна старые, с прогнившими деревянными рамами, не оборудованные фрамугами и форточками. В результате дети вынуждены обучаться в помещениях без воздухообмена. Для работы в школах и детских садах допускаются лица без прохождения необходимых медицинских осмотров и обследований, без профилактических прививок и без профессионального, гигиенического обучения.
Из-за недостатка финансовых средств на обустройство школ во многих школах отсутствуют оборудованные спортивные залы, дети занимаются физкультурой на спортивных площадках, но только в то время, когда позволяют погодные условия. Кабинеты химии не оборудованы специальными лабораторными и демонстрационными столами, раковинами с подводом воды, что не позволяет демонстрировать и проводить практические опыты и затрудняет освоение учебного материала.
Важную роль в развивающемся организме детей играет сбалансированное и качественное питание, особенно в периоды повышенных умственных и физических нагрузок. При проверках же выявлено множество нарушений в организации питания детей. В большинстве школ дети практически не получают творог, кисломолочные продукты, ржаной хлеб, фрукты, крайне мало в рационе детей рыбы, яиц, сыра и овощей. Утвержденные примерные меню не соблюдается практически нигде.
Не лучше ситуация и по качеству питания. Так как персоналом пищеблоков нарушаются правила личной гигиены, мытья посуды и уборки помещений и оборудования столовых. Это подтверждается и результатами лабораторных испытаний. В ряде школ в отобранных при проверках образцах обнаружены бактерии группы кишечной палочки в смывах со столовой и кухонной посуды, с разделочных столов, с холодильников, с оборудования столовой, с санитарной одежды персонала пищеблока, а так же в готовых блюдах. В некоторых школах недостаточно столовой посуды, недостаточно санитарной одежды для персонала пищеблока. Не оборудованы раковины для мытья рук детей и персонала на пищеблоке. С нарушениями проводится отбор проб, С-витаминизации третьих блюд. Не должным образом ведется контроль за приемом пищевых продуктов и за условиями их хранения. В питании детей допускается использование пищевых продуктов (яиц куриных) с истекшим сроком годности.
Кроме этого во многих детских садах до сих пор не оборудованы унитазы и умывальные раковины с подводом к ним проточной горячей и холодной воды и канализации. Нет необходимого набора помещений для обеспечения групповой изоляции детей, не проводится маркировка кроватей и постельного белья. В части детских садов отсутствуют бактерицидные облучатели. Между тем в районе регистрируются случаю педикулеза, энтеробиоза и других паразитарных заболеваний.
По результатам проверок 13 должностных лиц и 5 граждан привлечены к административной ответственности в виде штрафов, предусмотренных частью 1 статьи 6.7 и статьей 6.6 КоАП РФ на общую сумму 41500 рублей. Всем юридическим лицам выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Начальнику управления образования внесено 19 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В целях принятия мер по устранению нарушений в школах и детских садах района результаты проверок рассмотрены на специальном совещании при администрации района с участием руководителей общеобразовательных учреждений района.
В итоге все руководители общеобразовательных учреждений пообещали усилить контроль за соблюдением требований, как в части организации учебно-воспитательного процесса, так и в организации питания детей на подведомственных объектах.
Администрацией муниципалитета принято решение о проведении муниципальных проверок образовательных учреждений района. Проведено заседание круглого стола с обсуждением вопроса обеспеченности продуктами школ и детских садов с целью выполнения норм питания детей согласно разработанным примерным меню. На 2017 год запланированы капитальные ремонты школ в селах Амур и Кайтанак.
В ходе совещаний представители Роспотребнадзора обратили внимание участников на необходимость повышения роли родительского контроля. Начальник территориального отдела в Усть-Коксинском, Усть-Канском районах Юрий Кыймаштаев призвал родителей не оставаться безучастными к условиям обучения, воспитания и питания детей. Он отметил, что представители контрольно-надзорных органов имеют право проверять школы и детские сады в полном объеме лишь один раз в год, в то время как родители могут делать это с любой периодичностью, при этом представители родительских комитетов имеют право участвовать в бракеражном контроле готовых блюд, контроле условий воспитания и обучения детей.
|