В современной школе проблемы здоровья и образования тесно переплетаются. Плохое здоровье ограничивает возможности получения полноценного образования, равно как и дефекты образовательного процесса приводят к невосполнимым потерям здоровья.
Правильное оснащение учебно-воспитательных учреждений учебной мебелью и рациональное ее использование имеет большое значение для поддержания правильной рабочей позы, хорошей работоспособности, профилактики нарушений осанки и зрения, а, следовательно, сохранения здоровья подрастающего поколения. В большинстве выявленных случаев нарушений осанки у школьников обусловлено несоответствием параметров школьной мебели ростовым особенностям учащегося и несоблюдением правильной рабочей позы.
Нарушения осанки сопровождаются изменениями в дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной и нервной системах ребенка, что приводит к их функциональной недостаточности и развитию в дальнейшем хронических заболеваний. Поэтому правильное оснащение образовательных учреждений мебелью имеет важное значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности педагогического процесса.
Кроме этого, во всех помещениях общеобразовательных учреждений должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению, естественный свет должен падать слева. Неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья детей. При длительной работе в условиях недостаточной освещенности зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, болезнь глаз, появляются головные боли. Свет, помимо обеспечения зрительного восприятия, воздействует на нервную оптико-вегетативную систему, систему формирования иммунной защиты, рост и развитие организма и влияет на многие основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Между тем, в ходе плановых проверок школ региона, которые проводятся ежегодно, специалисты выявляют множество нарушений, способных негативно отразиться на здоровье обучающихся.
Так, в ходе плановой проверки МАОУ «Кадетская школа №4 г.Горно-Алтайска» в ноябре текущего года установлено, что параметры искусственной освещенности в некоторых кабинетах здания начальной школы составляют от 257 до 276 лк при гигиеническом нормативе 300-500 лк, в спортзале - 82 лк, при гигиеническом нормативе - 200 лк.
В мастерской трудового обучения в аптечке обнаружены: зеленка, нашатырный спирт, йод, срок годности которых истек 2 года назад.
В кабинете «обеспечения безопасной жизнедеятельности» не обеспечено соблюдение гигиенических требований при расстановке учебных парт: при должном левостороннем естественном освещении, направление светового потока от окон организовано справа относительно обучающихся
В одном из кабинетов начальных классов не проведен подбор ученической мебели соответственно росту обучающихся, все парты одного размера, в другом кабинете начальных классов не проведена замена трех сломанных стульев.
За выявленные нарушения, руководитель образовательного учреждения привлечена к административной ответственности. Выдано предписание об устранении нарушений в установленный срок. В адрес управления образования вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Сотрудники Роспотребнадзора обращаются к руководителям образовательных учреждений, персоналу, отсутствие контроля за соблюдением требований санитарного законодательства способно негативно отразиться на здоровье школьников. Помните, от правильной организации учебного процесса во многом зависит самое дорогое, здоровье наших детей. |