О контроле за реализацией требований по установлению санитарно-защитных зон для предприятий, оказывающих влияние на окружающую среду и здоровье населения |
![]() |
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования -санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия негативных факторов на здоровье населения и окружающую среду. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены правила правил установления санитарно-защитных зон, определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенности использования расположенных в этих зонах земельных участков. Решение об установлении (изменении, прекращении существования) санитарно-защитной зоны принимается Роспотребнадзором и его территориальными органами. Сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений. Роспотребнадзором по Республике Алтай проводится работа с собственниками объектов по разработке проектов санитарно-защитных зон. На 7 сентября решения на установленную СЗЗ имеют 399 объектов или 44,88 % объектов, являющихся источником неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Проведена значительная работа по выдаче решений на АЗС в г.Горно-Алтайске, Майминском, Кош-Агачском, Онгудайском, Усть-Канском и Турочакском районах. Установление санитарно-защитных зон на промышленных предприятиях организовано в Чемальском районе – на 46% объектах, Горно-Алтайске на 43 % объектах, в Майминском районе – на 40%, в Шебалинском – на 36%, в остальных районах этот процент равен 13-20. Муниципальные образований не ведут работу по установлению санитарно-защитных зон полигонов ТКО, которые расположены в границах территорий муниципалитетов. В Горно-Алтайске, Майминском, Чойском, Турочакском, Чемальском, Онгудайском районах не выданы решения на кладбища. В связи с вступлением приказа № 84 от 09 марта 2022 года "Об определении видов объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", определено , что в отношении объектов II-V классов опасности, решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Роспотребнадзора. За период с 01.08.2022 по 07.09.2022 Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай, по представленным документам хозяйствующих субъектов и Муниципальных образований, выдано 15 положительных решений на установление СЗЗ. При этом из Онгудайского, Турочакского, Усть-Канского, Улаганского районов заявлений на получение решений об утверждении санитарно-защитных зон не поступало. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в её границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Установление санитарно-защитных зон призвано обезопасить здоровье населения и окружающую среду от возможного вреда от деятельности потенциально опасных предприятий. Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай напоминает, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа по ст.6.3 ч.1 «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Мероприятия по контролю за установлением санитарно-защитных зон продолжаются. Призываем муниципальные образования и собственников предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения принять исчерпывающие меры для проведения мероприятий по выполнению требований действующего законодательства. |