Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Санитарный надзор / Пресс-релизы /

Что нужно знать о радоне? PDF Печать

С наступлением теплого периода года, для многих жителей нашей Республики начинается строительный сезон. Проблемы радиационной обстановки при строительстве снова становится актуальной.

По данным многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых, основной радиационный фон на нашей планете создается за счет естественных источников излучения, в частности, радона, который составляет значительную часть общей радиационной дозы.

Республика Алтай попадает в особую радоновую зону риска, так как населенные пункты республики расположены на гранитных массивах и в зоне геологических разломов.

Результаты радиационно-гигиенической паспортизации 2018-2021 г. показывают, что средняя доза облучения на жителя превышает средний показатель по России в 2 раза. В условиях  хронического воздействия  повышенного уровня радиации за счет природных источников радиации проживают 95,97 % населения Республики Алтай.

Что же такое радон?

Это — инертный тяжелый газ, который высвобождается из почвы повсеместно или выделяется из некоторых строительных материалов (например, гранита, пемзы, кирпича из красной глины). Радон не имеет ни запаха, ни цвета, а значит его не обнаружишь без специальных приборов. Этот газ и продукты его распада излучают весьма опасные aльфа-частицы, которые разрушают живые клетки.

Радон тяжелее воздуха, поэтому, поднявшийся из глубин, он скапливается в подвалах зданий, проникая оттуда и на нижние этажи.

Также радон хорошо растворяется в воде, а значит, если слой подземных межпластовых вод контактирует с породами, содержащими радон, то артезианские скважины дадут воду, богатую этим газом.

Попавший в атмосферу радон вдыхается вместе с воздухом и уже в бронхах начинает облучать слизистую оболочку. Продукты распада радона также радиоактивны. Попадая в кровь, они разносятся по всему организму, продолжая его облучать.

В настоящее время считается, что радон с продуктами его распада обусловливает около восьмидесяти процентов ежегодной дозы облучения населения планеты от природных источников радиации.

Ионизирующее излучение в относительно небольших дозах вызванное радоном, не приводит к лучевой болезни, однако опасно своими отдаленными вероятностными эффектами, или их еще называют стохастическими.

Самыми опасными стохастическими эффектами воздействия ионизирующего излучения являются онкологические заболевания, лейкозы, генетические наследственные болезни.

В дом радон может попасть разными путями: из недр Земли; из стен и фундамента зданий, т.к. строительные материалы (цемент, щебень, кирпич, шлакоблоки) в разной степени, в зависимости от качества, содержат дозу радиоактивных элементов; вместе с водопроводной водой и природным газом. Так как этот газ тяжелее воздуха, он оседает и концентрируется в нижних этажах и подвалах. Самый значимый путь накопления радона в помещениях связан с выделением радона из почвы, на которой стоит здание. Путями проникновения радона в здание могут стать практически любые неплотности в оболочке здания, расположенные ниже уровня земли: трещины в перекрытиях, открытые участки почвы в подвальном помещении или подпольном пространстве, вводы труб и коммуникаций, стыки между плитами и блоками.

Радон поступает в воздух помещений за счет эманирования почвенных грунтов под зданиями. Поэтому исследование плотности потока радона из почвы необходимо проводить на стадии отвода земельных участков в обязательном порядке, что предусмотрено Федеральным законом «О радиационной безопасности населения».

Основным принципом противорадоновой защиты зданий является предотвращение поступления радона в помещения от выявленных источников. Прекращение поступления радона необходимо сочетать с дополнительной вентиляцией помещений наружным воздухом. При невозможности прекращения поступления радона, требуется его минимизация, путем использования некоторых технических средств защиты, таких как создание барьера или мембраны из жидкой эмульсии на цементной, битумной, латексной или полимерной основе. А так же установка приточно-вытяжной вентиляции в помещениях.

Наилучшим вариантом будет проведение измерения плотности потока радона на поверхности грунта до возведения здания. Однако возможно и измерение концентрации содержания радона в воздухе в уже эксплуатируемых зданиях. На момент проведения измерения плотности потока радона с поверхности грунта необходимо знать конкретное место возведения здания, чтобы измерения проводить непосредственно в границах здания.

По данным Центра гигиены и эпидемиологии в РА, при проведении измерений плотности потока радона с поверхности грунта на участках под строительство в 2021 г, в 33% случаев были выявлены превышения нормативных значений. Превышение гигиенических нормативов по плотности потока радона на земельных участках отведённых под ИЖС отмечается во всех районах республики Алтай.

Уважаемые жители Республики Алтай, если вы планируете индивидуальное жилое строительство, еще на этапе отвода земельного участка проведите замеры активности радона. На участках, где по данным инженерно-экологических изысканий имеются выделения  радона, при строительстве жилых домов должны быть приняты меры, способствующие снижению их концентрации: усиленная изоляция полов и стен подвалов, соприкасающихся с грунтом. Замеры активности радона - операция не дорогостоящая, но при обнаружении превышения концентраций выделения радона, принятие всех необходимых мер позволит сохранить ваше здоровье и здоровье ваших близких.

Предупрежден – значит вооружен. Если на этапе планирования стройки вы позаботитесь о дополнительной противорадоновой защите вы в разы сократите риск развития у себя и близких раковых заболеваний, вызываемых радоном.