Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Санитарный надзор / Пресс-релизы /
 
Адаптация ребёнка после каникул к школе PDF Печать

Традиционно 1 сентября в школах Республики Алтай начинается новый учебный год. Кто-то пойдёт в школу впервые, а кто-то – после летнего отдыха. Но адаптироваться придётся всем. Как долго длится период адаптации у школьников после каникул?

У первоклашек адаптация длится в среднем 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели. Большинство родителей и неопытные педагоги ошибочно считают, что этого периода нет. По их мнению, ребенок должен проучиться два-три дня и привыкнуть.

В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.

Поэтому ребёнку нужно помочь втянуться в учебный процесс. На что следует обратить внимание?

В первую очередь на режим дня, сон, правильное питание и прогулки на свежем воздухе. Постарайтесь хотя бы в последние 3-4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. За 3-4 дня до окончания каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15-20 минут раньше. Для большинства детей важно и то, как их будят. Предложите своему ребенку подобрать любимую мелодию на мобильном телефоне, которая будет служить в качестве будильника. Просыпаться в таком случае будет чуть легче и приятней. Будет не лишним обсудить распорядок дня вместе с ребенком, учесть его пожелания и в конечном итоге организовать распорядок так, чтобы ребенок получал удовольствие от каждого прожитого дня, даже, несмотря на то, что летние каникулы остались позади.

Ребенок должен гулять на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребенка. Так же, как и без правильного питания.

Важно соблюдать режим питания – минимум завтрак, обед и ужин. Меню желательно составить так, чтобы с пищей организм школьника получал все необходимые вещества. Холин и лецитин – защитники и строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами - яйца, печень, рыба, молоко - считаются “пищей мозга”. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство любят яйца и молоко. Если же ребенок невосприимчив к молоку и при этом ест мало мяса и не любит рыбу, родителям, возможно, придется покупать в аптеке добавки лецитина и холина и придумывать блюда, в которые можно было бы их добавить. Также важно, чтобы в рационе ребенка наряду с полноценной нормальной белковой пищей присутствовал такой элемент, как магний. Он содержится в орехах, семечках, какао, гречке, богаты им также рожь, овес и зародыши пшеницы, бобовые, включая арахис, печеный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.

Немаловажное значение имеет полноценный сон. Доказано, что ученики, которые высыпаются, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Ни в коем случае нельзя за счет сна экономить время. К 6 годам большинство детей уже не спят днем, а ночной сон у них по-прежнему равен 11 часам. Десятилетний ребенок спит в среднем 10 часов, а подростки 15-17 лет по 7,5-8,5 часов.

Очень часто для школьников сложной является психологическая адаптация к школе, особенно для первоклассников. Что можно порекомендовать в этом случае?

Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от своего школьника слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания.

Протесты на тему: «Не хочу идти в школу», «Не буду делать уроки» пресекайте мягко, но настойчиво. Если объяснения не действуют, позвольте школьнику попасть в неловкое положение - опоздать на занятия или пойти в школу с невыполненным домашним заданием. Замечание со стороны учителя и всеобщее внимание класса порой действует лучше родительских увещеваний.

Организуйте день так, чтобы у школьника были и свои небольшие, но повседневные обязанности: вынести мусор, подмести пол, выгулять собаку и т.д. При этом важно не забывать про похвалу. Дайте понять ребенку, что его помощь в семье ценят.

Рекомендации по психологической адаптации первоклассника следующие:

  • Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  • Формируйте высокую самооценку ребёнка.
  • Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
  • Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  • Проводите время с ребенком после школьного дня.
  • Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  • Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход.
  • Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  • Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  • Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Что ещё может способствовать быстрой адаптации?

Школьные принадлежности и одежда для школы. Покупка этих вещей – занятие, как правило, приятное и в тоже время, настраивающее на учебный лад. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах. Кроме того, это поможет сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время. Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка.

Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение. Плохое зрение – одна из причин плохой успеваемости в школе.

Необходимо ограничить просмотр телепередач и игр за компьютером и другими гаджетами. Избыток информации и эмоций, особенно перед сном, утомляет нервную систему и может спровоцировать бессонницу.

Нельзя забывать об угрозе инфекционных заболеваний. В настоящее время в нашем регионе всё ещё сохраняется угроза распространения коронавирусной инфекции, а с сентября по март – гриппа и других ОРВИ. По-прежнему актуальны простые профилактические меры: частое мытьё рук с мылом, использование антисептиков, социальная дистанция, ношение масок в общественных и многолюдных местах.