Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Хорошей практикой, положительно влияющей на санитарное состояние территорий, является ежегодное принятие распоряжения Правительства Республики Алтай «О мерах по благоустройству и санитарной очистке на территории Республики Алтай», которое в текущем году подписано 07.04.2021 за № 203-р, что позволяет придать работе системный характер и контролировать выполнение мероприятий по уборке мусора.
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки. Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территория контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 14 июля на территории Горно-Алтайска показали, что подрядчики Министерства регионального развития по-прежнему не обеспечивают достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Невывезенный мусор по ул.Комсомольская, 12; Белинского, 48; Чапаева, 45; Маяковского, 27; Шевченко, 20; Полежаева, 57; Гоголя, 26; Чорос-Гуркина, 49, 121/1; Луговая, 84; Комсомольская, 12, пр.Коммунистический, 162
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их - обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 13 раз было оштрафовано санитарной службой. Зачастую Горкомхоз или подрядчики вывозят мусор с контейнерных площадок только после вмешательства Роспотребнадзора.
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
С. Майма. Скопления мусора по ул.Ленина, 32А, 105Б; Д.Климкина, 20; Энергетиков, 29/2. Несанкционированная свалка на жилмассиве «Алгаир» (кадастровый № 04:01:010726:31) (14.07.2021)
Администрациям муниципалитетов необходимо привлечь к проведению уборок предпринимателей и организации, независимо от их ведомственной принадлежности. Нужно добиться, чтобы регион выглядел достойно: поправить изгороди, выкрасить скамейки, отмыть фасады и окна зданий. Только так мы сможем доказать, что Республика Алтай – красивый и современный уголок нашей страны. Однако, по-прежнему не уделяется должного внимания подготовке мероприятию. Отрицательный пример в этом смысле показывает столица региона:
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 6 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском и Улаганском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В 2021 году отлов не начат в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Кош-Агачском районах. На сегодня отловлено лишь 338 собак. Между тем уже 373 человека пострадали от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование
|
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора
|
вывезено мусора c несанкционированных свалок
|
отловлено бродячих собак
|
покусано животными человек
|
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО
|
выдано предписаний администрациями МО
|
заседание штабов
|
работа с населением в виде бесед, лекций
|
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений
|
|
|
|
|
с 10.07 по 16.07.2021
|
год
|
с 10.07 по 16.07.2021
|
год
|
с 10.07 по 16.07.2021
|
год
|
с 10.07 по 16.07.2021
|
год
|
с 10.07 по 16.07.2021
|
год
|
с 10.07 по 16.07.2021
|
год
|
с 10.07 по 16.07.2021
|
год
|
с 10.07 по 16.07.2021
|
год
|
с 10.07 по 16.07.2021
|
год
|
|
МО "г.Горно-Алтайск"
|
|
734
|
|
1361,1
|
4
|
172
|
8
|
101
|
6
|
603
|
55
|
1225
|
2
|
56
|
4286
|
116503
|
8
|
200
|
|
Майминский район
|
22
|
1369
|
22
|
784
|
|
70
|
5
|
83
|
|
285
|
48
|
1662
|
2
|
66
|
40
|
1755
|
|
24
|
|
Усть-Коксинский район
|
7
|
198
|
1,6
|
31,9
|
|
|
|
21
|
4
|
249
|
94
|
1260
|
3
|
70
|
621
|
9741
|
1
|
37
|
|
Усть-Канский район
|
3
|
109
|
0,3
|
13,1
|
|
|
1
|
24
|
4
|
132
|
26
|
773
|
1
|
26
|
299
|
7858
|
1
|
28
|
|
Турочакский район
|
21
|
620
|
0,1
|
59
|
|
9
|
2
|
17
|
|
128
|
5
|
311
|
|
5
|
60
|
1969
|
1
|
21
|
|
Чойский район
|
5
|
98
|
0,1
|
284,1
|
|
15
|
1
|
15
|
7
|
125
|
12
|
550
|
4
|
75
|
257
|
5437
|
4
|
113
|
|
Шебалинский район
|
3
|
107
|
2
|
35,7
|
|
21
|
1
|
13
|
8
|
227
|
19
|
441
|
1
|
23
|
134
|
3844
|
1
|
22
|
|
Чемальский район
|
8
|
181
|
4,6
|
133,3
|
|
17
|
3
|
41
|
|
149
|
82
|
1144
|
2
|
59
|
277
|
6189
|
2
|
94
|
|
Онгудайский район
|
5
|
129
|
2,6
|
45,4
|
|
29
|
|
28
|
7
|
121
|
21
|
480
|
2
|
31
|
210
|
5953
|
7
|
86
|
|
Улаганский район
|
10
|
152
|
10
|
204
|
|
5
|
|
6
|
5
|
96
|
63
|
1272
|
1
|
26
|
160
|
4180
|
1
|
26
|
|
Кош-Агачский район
|
5
|
121
|
4,3
|
107,2
|
|
|
|
24
|
|
177
|
52
|
457
|
2
|
85
|
403
|
6381
|
2
|
64
|
|
итого
|
89
|
3818
|
47,6
|
3058,8
|
4
|
338
|
21
|
373
|
41
|
2292
|
477
|
9575
|
20
|
522
|
6747
|
169810
|
28
|
715
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого АППГ
|
200
|
2535
|
47,9
|
1775,8
|
2
|
91
|
15
|
386
|
79
|
2430
|
797
|
12478
|
28
|
545
|
7430
|
249160
|
34
|
649
|
|
|