Режим для школьника очень важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время, что помогает быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым.
То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи.
Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему школьника.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности, учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Он всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня).
Выработанные в детстве привычки облегчают работу и сохраняются на всю жизнь.
Основные элементы режима дня школьника включают:
- учебные занятия в школе и дома,
- активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе,
- регулярное и достаточное питание,
- физиологически полноценный сон,
- свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Физиологически полноценный сон
Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
- в 7-10 лет - 10-11 часов,
- в 11-14 лет -9-10 часов,
- в 15-17 лет - 9-8 часов.
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно cказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряженной умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:
- ложиться спать в одно и то же время,
- ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (компьютерные игры, просмотр фильмов и т. п.),
- сформировать собственные полезные привычки: вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату перед сном нужно хорошо проветривать.
Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами
Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером в школе не должна превышать:
- для учащихся 1-2-х классов – 20 мин.,
- для учащихся 3-4-х классов – 25 мин.,
- для учащихся 5-6-х классов – 30 мин.,
- для учащихся 7-11-х классов – 35 мин.
Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить 1-3 раза в неделю общей продолжительностью:
- для детей в возрасте до 10 лет — 2 занятия по 30 минут в день,
- для детей старше 10 лет — 2 занятия по 45 минут в день.
После каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления, после установленной длительности работы на компьютере следует проводить комплекс упражнений для глаз.
Важно правильно организовать режим дня школьника после школы
Приступать к выполнению домашнего задания рекомендуется через 1-2 часа после школы, так как необходимо время на отдых для восстановления сил. Желательно это время проводить на свежем воздухе. Для эффективного выполнения домашних уроков, рекомендуется начинать с письменных заданий и чередовать их с устными. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить 1,5-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
В последнее время дети предпочитают свободное время проводить с гаджетами (телефоны, планшеты и прочее). Поэтому очень важно ограничивать время, которое ребенок уделяет современным техническим средствам, просмотру телевизора.
По требованиям Всемирной Организации Здравоохранения просмотр телепередач не должен превышать у детей младшего школьного возраста (7-10 лет) – 30-50 минут в день, а у старших школьников (11-18 лет) – 1-3 часа в день.
Не следует забывать о пользе отдыха и прогулки на свежем воздухе, а также свободно избранной деятельности детей, в соответствии с их индивидуальными интересами и способностями — чтение художественной литературы, рисование, музыка и прочее.
В выходные дни и в период каникул режим дня школьника должен отличаться от обычного. Больше времени должно отводиться для пребывания на свежем воздухе, прогулкам, для посещения кино, театров, музеев, а также физическому труду на воздухе, в саду, огороде для развития физических, умственных и нравственных качеств у детей. Достижение реального результата труда, успешность совместной деятельности, понимание возможности принести пользу другим вызывает радостные переживания, способствует формированию положительного отношения к труду, развивает у детей трудолюбие и уверенность в своих силах, а также способствует повышению физиологической устойчивости организма подростка. Правильно организованный режим дня учащихся в выходные дни и каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма перед началом новой учебной недели (учебной четверти). |