Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Санитарный надзор / Пресс-релизы /
 
В администрации Горно-Алтайска с участием Роспотребнадзора обсудили проблемы при разработке проектов санитарно-защитных зон предприятий PDF Печать

7 ноября  на заседании рабочей группы по развитию производства при Координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства рассмотрели существующие проблемы по установлению  санитарно-защитных зон для предприятий, оказывающих влияние на окружающую среду и здоровье человека. Совещание прошло  в актовом зале администрации Горно-Алтайска. В нем приняли участие представители Роспотребнадзора, муниципальной администрации, руководители хозяйствующих субъектов.

Представляющий Роспотребнадзор Сергей Елсуков  проинформировал участников о требованиях законодательства и негативных последствиях непринятия мер по разработке  проектов санитарно-защитных зон.

Для  руководителей предприятий Роспотребнадзором разработан   алгоритм  действий по разработке проектов с пошаговой инструкцией.

Участники обсудили особенности и проблемы, возникающие при  выполнении требований действующего законодательства, определили перечень мер для ускорения и упрощения процедуры разработки проектов санитарно-защитных зон.

Руководители предприятий получили возможность задать вопросы и получили  разъяснения требований законодательства.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенности использования расположенных в этих зонах земельных участков.

Настоящим Постановлением определены:

  • · перечень объектов, в отношении которых должны устанавливаться санитарно-защитные зоны (СЗЗ);
  • · порядок и основания принятия решения о создании, изменении или прекращении существования СЗЗ;
  • · допустимые цели использования земельных участков, расположенных в пределах СЗЗ;
  • · требования к заявлению об установлении, изменении или прекращении СЗЗ, прилагаемым к ним документам и круг лиц, обращающихся с соответствующим заявлением;
  • · требования к содержанию решений о создании, изменении или прекращении СЗЗ; основания отказа в установлении СЗЗ.

Решение об установлении (изменении, прекращении существования) санитарно-защитной зоны принимается в зависимости от санитарной классификации объекта Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором - для объектов I класса с СЗЗ - 1000 метров и  II класса, с СЗЗ -500 метров) и ее территориальными органами (для объектов III класса с СЗЗ - 300 метров, IV класса с СЗЗ - 100 метров, V класса с СЗЗ - 50 метров). Сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) устанавливают класс опасности объектов, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Возможность размещения объекта на той или иной территории, а также возможность организации его санитарно-защитной зоны, с учетом существующих объектов, определяется предпроектными и проектными расчетами, специализированными организациями по данному виду деятельности. В соответствии с пунктом 4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.

Поскольку ранее механизм постановки на кадастровый учет СЗЗ был недостаточно урегулирован, Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» предусмотрены переходные положения.

Так, в соответствии с п.2 Постановления Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

В соответствии с п.3. Постановления в случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов  в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Основная цель  мероприятий по организации санитарно-защитных зон – создание благоприятных условий для жизни населения. Руководителям организаций, предприятий и учреждений, оказывающих влияние на окружающую среду и здоровье людей необходимо предпринять  исчерпывающие меры для выполнения требований законодательства. Невыполнение требований  предусматривает административную ответственность   по ст.6.3. КоАП с последующей передачей в суд по обязыванию разработки СЗЗ; либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.