Как помочь первокласснику адаптироваться к школе |
![]() |
Совсем немного времени остается до начала нового учебного года. Что можно посоветовать родителям, чьи дети этой осенью впервые пойдут в школу? Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей. Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек. В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как: личность педагога, коллектив одноклассников, новый режим дня, ограничение двигательной активности, новые обязанности. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе? Рекомендации по психологической адаптации первоклассника: - Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка. - Формируйте высокую самооценку ребёнка. - Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня. - Проводите время с ребенком после школьного дня. - Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка. - Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. - Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать. - Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно. - Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей. Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения? - Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно. - Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома. - Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания. - Следите за правильной осанкой ученика. - Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки. - Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты. - Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание. - Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов. - Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером. - Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность. Чего нельзя делать родителям первоклассника? - Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу; - Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами; - Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания; - Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права; - Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий; - Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день; - Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры; - Лишать игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе; - Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий; - Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время. - Требовать от ребёнка только отличных хороших результатов в школе, если он к ним не готов; - Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности; - Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика; - Ругать ребёнка перед сном; - Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно; - Не прощать ошибки и неудачи ребёнка. Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности. |