Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Санитарный надзор / Пресс-релизы /
 
Выбираем сок. Что нужно знать потребителю о соках и соковой продукции? PDF Печать

Соки – любимые напитки многих людей, особенно в жаркую погоду. По мнению большинства, сок должен состоять только из фруктов, овощей или ягод. Поэтому соки лучше выжимать самим с помощью соковыжималки – видишь, что туда добавлено. Сок — источник важных для человека пищевых и биологически активных веществ. В соках есть минералы: кальций, фосфор, магний, калий, натрий, железо, цинк, йод, марганец, селен, медь, молибден, хром, и витамины: С, Е, биотин, бета-каротин, К, ниацин, пантотеновая кислота, фолаты. Содержание этих веществ зависит от вида фрукта или овоща, из которых сок изготовлен. При этом все соки поставляют в организм человека полифенолы — важную группу биологически активных соединений, обладающих антиоксидантным действием. Больше всего их в яблочном соке.

Соки с мякотью содержат пищевые волокна. Как растворимые пищевые волокна — в основном пектины — так и нерастворимые, представленные клетчаткой. Эти вещества улучшают пищеварение и состояние кишечной микрофлоры. «Полезны и пакетированные, и свежеотжатые соки  (те, что называют «фреш»). Принципиально важным здесь является свежесть самого фрукта, из которого делается сок. Чем меньше времени прошло между моментом, когда фрукт был сорван, и моментом, когда он был переработан, тем вкуснее и полезнее полученный из него сок. При производстве пакетированных соков фрукты и овощи перерабатываются сразу же после сбора, а современные технологии переработки и упаковывания позволяют без существенных потерь сохранить полезные вещества фрукта или овоща в соке. Свежеотжатый сок не рекомендуется хранить, в таком соке быстро размножаются разные микроорганизмы.

 

Когда приходишь в магазин, глаза просто разбегаются от выбора. Соки, нектары, морсы, восстановленные и свежевыжатые соки. Попробуем разобраться, как выбрать правильный сок.

Выбор сока в магазинах

Вид продукта обозначается на упаковке. Это может быть «сок», «нектар», «морс», «сокосодержащий напиток».

Соки в зависимости от способов их производства и обработки фруктов или овощей бывают следующих видов:

- сок прямого отжима - сок, произведенный непосредственно из свежих или сохраненных свежими фруктов и (или) овощей путем их механической обработки;

- свежеотжатый сок - сок прямого отжима, произведенный из свежих или сохраненных свежими фруктов и (или) овощей в присутствии потребителей и не подвергавшийся консервированию;

- восстановленный сок - сок, произведенный из концентрированного сока или концентрированного сока и сока прямого отжима и питьевой воды;

- концентрированный сок - сок, произведенный путем физического удаления из сока прямого отжима части содержащейся в нем воды. В концентрированный сок могут быть добавлены концентрированные натуральные ароматообразующие вещества, произведенные из одноименного сока либо из одноименных фруктов или овощей;

- диффузионный сок - сок, который произведен путем извлечения с помощью питьевой воды экстрактивных веществ из свежих либо высушенных фруктов и (или) овощей одного вида.

Перед покупкой сока необходимо внимательно изучить маркировку, нанесенную на потребительскую упаковку, которая должна содержать следующую информацию:

- наименование сока (фруктовый (концентрированный, диффузионный) сок, ягодный сок, овощной сок или сок из фруктов, сок из ягод, сок из овощей). Если сок произведен, например, из различных фруктов, то наименование может содержать слова смешанный фруктовый» или мультифруктовый.

В наименовании сока прямого отжима или в непосредственной близости от этого наименования должны быть указаны слова прямого отжима.

В наименовании восстановленного сока или в непосредственной близости от этого наименования должны быть указаны слова изготовленный из концентрированного сока» или слово восстановленный.

Наименования соков, в которые добавлены сахар или сироп, должны быть дополнены словами с добавлением сахара или с сахаром». Если добавлен мед - с медом.

На потребительской упаковке соков из фруктов или овощей для детского питания в наименовании такой продукции или в непосредственной близости от него должны быть указаны слова для детского питания, размещена информация о возрастной категории детей, рекомендации об условиях и о сроке хранения такой продукции после вскрытия ее потребительской упаковки.

На потребительской упаковке соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детей первого года жизни указываются возраст ребенка (в месяцах), начиная с которого рекомендуется введение данной продукции в рацион ребенка, и рекомендации о ее потреблении. При этом не допускается указание возраста ребенка младше трех месяцев.

Указание «С мякотью» или «Осветленный» размещается в случаях превышения доли соответствующей мякоти более 8% в первом случае или не превышающему 0,3% массовой доли осадка – во втором.

Не допускается графические изображения фруктов или овощей, не использованных при производстве конкретных соков.

Состав соковой продукции из фруктов или овощей должен быть указан на потребительской упаковке в следующей последовательности в порядке убывания компонентов:

- наименования сока или фруктового (овощного) пюре;

- наименования входящих в состав такой продукции компонентов и пищевых добавок (в случае их применения.

На потребительской упаковке соковой продукции из фруктов или овощей указываются рекомендации об условиях хранения такой продукции после вскрытия ее потребительской упаковки.

По результатам лабораторных испытаний за 7 месяцев 2019 г фактов оборота некачественной соковой продукции на территории Республики Алтай не зарегистрировано. Исследовано 84 пробы на санитарно-химические показатели, 41 проба на физико-химические, на ГМО - 43 пробы, на микробиологические показатели - 68 проб. Все исследованные образцы соответствуют требованиям. Забракована 1 партия, объемом 0,4 кг.

Потребителям рекомендуем при покупке любой пищевой продукции обращать внимание на сроки и условия  хранения, внешний вид, целостность упаковки и наличие информации о товаре, не покупать продукцию в неустановленных местах.