Еще 2 года назад, в 2017 году, Усть-Канский районным судом были удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к Администрации муниципального образования о понуждении совершения действий, направленных на приведение мест размещения отходов на земельных участках близ сёл Кырлык и Ябоган в соответствие с требованиями действующего санитарного законодательства.
В 2018 году, в связи с отсутствием добровольного исполнения решения суда, было возбуждено исполнительное производство. Однако решением суда в ноябре прошлого года исполнительные производства в отношении должника - администрации МО «Усть-Канский район» были прекращены. Удовлетворяя заявление администрации, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их сбор, транспортировку, обработку, обезвреживание и захоронение возложены на регионального оператора, в связи с чем, должником -Администрацией МО «Усть-Канский район» утрачена возможность исполнения решения суда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управлением Роспотребнадзора в Верховный суд Республики Алтай была подана частная жалоба. При этом в обосновании жалобы указано, что на спорных земельных участках продолжают находиться отходы потребления, ранее на нем размещенные, территория не огорожена, не приняты меры по предотвращению несанкционированного размещения отходов. Таким образом, объекты продолжают иметь повышенную степень экологического риска, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия для окружающей среды, поскольку создают реальную угрозу ее загрязнения. Кроме того, земельные участки на которых размещены отходы, продолжают оставаться в муниципальной собственности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия пришла к выводу что обстоятельства, на которые ссылался должник, не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для прекращения исполнительного производства. Исполнительный документ признан подлежащим исполнению путем осуществления Администрацией МО «Усть-Канский район» определенных действий, на которые указано в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, органу местного самоуправления придется выполнить обязанность и привести объекты размещения отходов, расположенные на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью района, в соответствие с требованиями Земельного кодекса РФ, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления».
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обращается к собственникам земельных участков всех форм собственности, несмотря на закрепление на федеральном уровне за региональным оператором обязанности по сбору и вывозу отходов, согласно ст. Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль > Статья 72. Муниципальный земельный контроль">72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. В силу ст. Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков > Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, ">42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Исходя из указанных норм, обязанность ликвидации несанкционированных свалок, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления» лежит на собственнике (на органе местного самоуправления, если речь идет об отходах, расположенных на земельных участках являющихся муниципальной собственностью). |