Свет оказывает огромное биологическое действие на организм человека, особенно детский. Хорошее освещение оказывает положительное психологическое воздействие, действует тонизирующе, имеет положительное влияние на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу, способствует нормальному росту и развитию, улучшает иммунобиологические показатели. Также большую часть информации человек получает через органы зрения.
Поэтому в функциональных помещениях в организациях и учреждениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.
При осуществлении образовательной деятельности в организациях для детей и подростков, создание и обеспечение оптимальных уровней освещенности в учебных классах и в функциональных помещениях являются обязательным условием правильного учебного процесса и сохранения здоровья обучающихся. Требования к искусственному освещению установлены Санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", СанПиН2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий».
Оптимальные уровни освещенности установлены для учебных кабинетов, аудиторий, лабораторий, рекреаций и должны быть не ниже 300 лк.
По результатам контрольных замеров уровней освещенности в образовательных учреждениях Республики Алтай с начала 2018-2019 учебного года установлено, что нормальная освещенность не обеспечена в 53 школах, 7 детских садах, 1 пришкольном интернате.
Во исполнение решения республиканского штаба по контролю за питанием и условиями обучения и воспитания детей в образовательных организациях республики, в муниципалитетах проведена работа по подготовке школ к работе в 3 четверти учебного года. В каникулярное время проведены частичные ремонтные работы освещения в 38 образовательных организациях.
До настоящего времени с учетом вновь выявленных нестандартных замеров при проверках, установлено, что в 27 школах, 1 пришкольном интернате, 3 детских садах региона не проведены работы устранению нарушений соответствия уровней освещенности.
Особе недоумение вызывают факты, когда причиной нестандартных результатов становится элементарная халатность персонала образовательных учреждений, когда при проведении замеров освещенности выясняется, что некоторые лампы перегорели, а их замена не произведена.
Так, в Улаганском районе из-за неработающих ламп уровни освещенности ниже норматива в 5 раз в Коокской НОШ: уровень освещенности составил в кабинетах начальных классов от 48 до 57 лк, аналогичная ситуация в Джазаторской СОШ, где при освещенность учебных кабинетов составила от 31 до 88 лк. В Усть-Мутинской СОШ причиной низкого уровня освещенности стали мутные непромытые плафоны. В 3 школах Онгудайского района установлена низкая мощность ламп.
Недостаточное освещение и плохое его качество особенно негативно отражается на здоровье детей дошкольного и школьного периода, которые находятся в стадии активного роста и формирования всех систем организма.
При длительной работе в условиях недостаточной освещенности зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, болезнь глаз, появляются головные боли, происходит воздействие на нервную оптико-вегетативную систему, вызывая угнетение иди наоборот чрезмерное возбуждение. В результате этого дети могут становиться более инертными или агрессивными. Кроме этого, с повышением агрессивности, увеличивается число драк между школьниками, а также высокая вероятность травматизма и несчастных случаев, а также снижается успеваемость.
По результатам проведенных проверок Роспотребнадзора руководители образовательных учреждений привлечены к административной ответственности, выданы предписания об устранении выявленных нарушений в установленные сроки. Ситуация находится на контроле Роспотребнадзора.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обращается ко всем руководителям и сотрудникам образовательных учреждений, помните, в ваших руках здоровье подрастающего поколения и для его сохранения необходимо создать необходимые условия. |