Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Санитарный надзор / Пресс-релизы /
 
Как правильно организовать работу школьника за компьютером? PDF Печать

Многих родителей интересует вопрос, как правильно организовать работу школьника за компьютером, а также имеются ли особые требования при использовании данных устройств детьми дошкольного возраста.

Вопросы, связанные с предотвращением неблагоприятного воздействия на здоровье человека при работе с персональными электронно-вычислительными машинам (ПЭВМ), регулируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года (далее – Санитарные правила).

Согласно разделами XI и XII Санитарных правил, устанавливающих требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в образовательных организациях, расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см., линия взгляда при этом должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Достичь этого можно за счет использования мебели, соответствующей росту ребенка.

Помещения для занятий должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально – стул с высокой спинкой и подлокотниками).

Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора – 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах.

Кроме того, для создания благоприятного микроклимата (19-21 °С, при 55-62% влажности воздуха) рекомендуется проводить периодическое проветривание помещения.

Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и размер шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне). Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана.

Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.

Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5 классах –15 минут, в 5-7 классах – 20 минут, 8-9 классах – 25 минут, 10-11 классах – 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.

Домашние занятия школьников с компьютером также должны укладываться в эти временные рамки. Существуют временные ограничения пользования дисплеями и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях.

Помните! Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером – паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для учащихся старшей школы.