Анатолий Иванович Эдоков - аксакал санитарной службы Республики Алтай. Сделав в юности свой выбор в пользу медико-профилактического дела, Анатолий Иванович всю свою жизнь посвятил трудной, но, несомненно, важной и интересной миссии – служению людям. Начав свою трудовую деятельность в Усть-Коксинском районе в 1972 году Анатолий Иванович более 40 лет отдал профессии. Большую часть своего трудового пути Анатолий Иванович работал главным санитарным врачом Усть-Косинского, Усть-Канского и Кош-Агачского районов.
Активная жизненная позиция Анатолия Ивановича, его самоотверженность и целеустремленность позволили достичь ощутимых результатов в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия на территории региона, главным рычагом в которой он использовал в деятельности, активное взаимодействие с органами власти района.
С целью оценки санитарно-эпидемиологического состояния вверенных районов Эдоков А.И. постоянно работал непосредственно на местах, объезжая все села районов, давал рекомендации представителям муниципалитетов по решению проблем в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия. Его отличают такие качества, как порядочность, чуткость и невероятная скромность. Анатолий Иванович и сейчас мудрый и активный наставник для молодых специалистов. Несмотря на то, что находится на заслуженном отдыхе, он постоянно участвует в делах службы Роспотребнадзора. Молодые коллеги часто обращаются к нему за советами. За все это коллеги высоко ценят и уважают этого человека.
Деятельность Анатолия Ивановича отмечена со стороны органов власти Российской Федерации и Республики Алтай. Он награжден нагрудным знаком «Отличник здравоохранения», Почетной грамотой Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, Почетной грамотой Министерства здравоохранения Республики Алтай. В 2007 году Анатолию Ивановичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации».
Анатолий Иванович воспитал троих детей, сейчас помогает воспитывать внуков. Младшая дочь Анатолия Ивановича пошла по стопам отца и тоже стала санитарным врачом. Она ведущий специалист-эксперт отдела санитарного надзора.
Коллеги от всего сердца желают Анатолию Ивановичу здоровья на многие годы, долголетия, тепла и уюта в семье. Благодарим Анатолия Ивановича за участие в посадке Аллеи Санитарной службы Горного Алтая и теплые слова напутствия молодому поколению санитарный врачей региона.
Из воспоминания ветерана. «Оглядываясь назад…»
«Первый признак дикости человека – не помнить свое прошлое» А.С. Пушкин
Чуть не сгорел…
В конце августа 1972 года после окончания Кемеровского медицинского института по специальности «Санитария» я по распределению поехал работать в Горно-Алтайскую автономную область, которая тогда входила в состав Алтайского края.
Путь предстоял долгий - в Кош-Агачский район. Добирался на попутном автотранспорте. В дороге произошел случай, который мог закончиться для меня трагически. Ехал я в будке автомагазина, где кроме меня находились женщины с детьми и солдат. В селе Чибит Улаганского района на автозаправке, когда водитель отошел в магазин, в машине произошло возгорание автопроводки. В закрытой наглухо будке началась паника, но солдат не растерялся, сапогами выбил пластмассовое стекло, и мы вместе с ним начали эвакуировать детей и женщин. К счастью, на крики пассажиров прибежал водитель и отогнал автомобиль на безопасное от автозаправки расстояние. А ведь вполне мог случиться пожар, так как прилегающая территория была пропитана бензином.
А печать съели козы
Поздно вечером я добрался до села Кош-Агач. Местная гостиница не работала из-за ремонта, поэтому пришлось ночевать у дальней родственницы.
На следующий день я нашел здание санитарно-эпидемиологической станции, которое произвело на меня удручающее впечатление. Наружная дверь была открыта, в помещениях, кроме двух коз, дружно поедающих бумагу, никого не было. Позже выяснилось, что козы съели не только бумагу, но и печать, и мебель…
Только через несколько часов появились работники, которые «горячо» стали обсуждать мой приезд, а затем представили меня главному врачу районной больницы и председателю райисполкома.
Разговор с местным руководством был короткий: «Работать, работать и работать. А с жильем будем решать!» К сожалению, обещание осталось только на словах. В течение трех лет мне так и не предоставили квартиру. Жил я в одной из служебных комнат здания санэпидстанции.
Санитарная служба
Не всё было благополучно и в самой санитарной службе района. В коллективе осталась одна помощник врача-эпидемиолога: одна сотрудница уволилась по семейным обстоятельствам, вторая - из-за насильственного «сватовства» по казахским обычаям.
Бактериологическая лаборатория не работала, отдела профилактической дезинфекции нет, гельминтологические лабораторные исследования не проводились из-за отсутствия лабораторного оборудования. Из автомобильного транспорта был автомобиль «Москвич», который в течение трех рабочих дней находился в ведении главного врача больницы, а последующие 2 дня – в санитарной службе. Гаража нет, дров нет, условий для хранения бактерийных препаратов нет, нет даже элементарной возможности постирать личные вещи.
В этой непростой ситуации было два выхода: уехать с работы (это было вполне морально оправдано), или остаться, сохраняя достойно свою фамилию и профессию. Я выбрал второе.
Транспорт
Начал я с транспорта – он был необходим, но фактически распоряжался машиной главный врач больницы. Несколько встреч с ним результатов не дали. Молодость и чувство несправедливости со стороны руководителя здравоохранения района подвигли меня на то, что я решил пойти к нему домой и уже там категорически «разобраться» с ним. К счастью для нас обоих, дома его я не застал. Однако познакомился с его женой, которая оказалась не только приветливой хозяйкой, но и мудрой женщиной: она выслушала мою проблему и пообещала помочь. На следующий день был издан приказ о передаче мне автомобиля «Москвич», ключей и талонов на бензин. Родственник из с.Шебалино и водитель сделали приспособленный гараж.
Оборудование
Обустройство я начал с оборудования лабораторий. Съездил в г.Барнаул и договорился с краевой медицинской техникой о приобретении микроскопа и другого лабораторного инвентаря для проведения лабораторных исследований на гельминтозы. Уговорил женщину, имеющую опыт работы в клинической лаборатории из Шебалинского района, помочь в организации лабораторного дела по исследованию на гельминтозы. Через несколько месяцев появились результаты гельминтологических исследований.
Настала очередь бактериологической лаборатории. Из областного центра доставили электрический автоклав и керосиновый термостат. С большим трудом ребята с местной метеостанции подключили автоклав к электрическим сетям. А чтобы проверить работу автоклава, нужно было получить разрешение от коммунального хозяйства, которые бы нам точно отказали. На свой риск мы подключили автоклав (мощность 6 киловатт) - и электрический свет во всем селе Кош-Агач из-за перегрузки погас. Мы разбежались в разные стороны, чтобы не понести заслуженного наказания. К счастью все обошлось благополучно…
Вскоре я нашел желающих работать в отделе профилактической дезинфекции, поэтому проблема дезинфекции инфекционных очагов была решена.
Обустроил кабинеты: из Горно-Алтайска привезли шкафы, стол, стулья. Вокруг СЭС сделал штакетную изгородь по периметру, поскольку предыдущий забор был и использован на отопление.
Дрова
В высокогорном Кош-Агаче, где зима длится 7 месяцев, дрова были большой проблемой, ведь леса в округе нет. За эту услугу местные «предприниматели» требовали ведро спирта. Только когда температура в помещениях стала критической, райисполком был вынужден выделить дрова.
Работа на авторитет
Для поднятия авторитета санитарной службы я встречался с руководителями учреждений и организаций в селе Кош-Агач, с директорами школ, с комсомольским активом. Участвовал в рейдах народного контроля (в с.Кош-Агач в складе торговой кооперации выявлена была большая партия недоброкачественной рыбы и мясных деликатесов) - и таких фактов было множество. Ставил вопрос об организации питьевого водоснабжения населения, о создании молочной кухни, о выделении места складирования бытовых отходов в с.Кош-Агач.
На заседаниях райисполкома, комитета народного контроля остро решались вопросы организации питания детей в интернатах, вакцинопрофилактики детей и животноводов с предложениями о принятии строгих дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. Если быть откровенным, такие решения давались очень и очень сложно. Для создания общественного мнения мною были специально организованы циклы передач по санитарно-эпидемиологической обстановке на местном радио. Я постоянно выступал на совещаниях в партийных органах. Благодаря такой активности был проведен ремонт отопительной системы в районной больнице, благоустройство здания аэропорта, решены вопросы иммунизации населения. Кроме того, я и мои сотрудники старались участвовать во всех проводимых в районе мероприятиях.
Переезд
Отработав три года, в 1975 году я был переведен в Усть-Коксинский район. Здесь мне предоставили квартиру, привезли дрова. Санитарно-эпидемиологическая станция размещалась в двухквартирном деревянном здании, построенном на деньги отдела профилактической дезинфекции. Однако из-за отсутствия дров была разморожена система отопления. Пришлось проводить ремонт отопительной системы и договариваться с частником о доставке сухих дров.
Неожиданно райисполком принимает чудовищное решение о передаче помещений, где размещались эпидемиологический и санитарный отделы, кабинет главного врача под жилье хирургу районной больницы. А у хирурга в это время умирает мама, и мы должны были подготовить помещение для гроба... Конфликт этот разрешился только благодаря вмешательству областного комитета партии.
В июне 1976 года коллектив санэпидстанции переехал в новое здание с просторными, светлыми помещениями, холодной проточной водой, центральным отоплением.
Перестройка
Самым тяжелым временем были 90-е годы. К не выплатам зарплаты прибавились новые негативные события: в 1994 году администрацией района предложено съехать в освободившееся здание инфекционного детского отделения, а бактериологическую лабораторию переместить в здание пищеблока. Это были старые запущенные маленькие помещения, не пригодные ни под лаборатории, ни под кабинеты. Коллектив санэпиднадзора, проявив волю и стойкость не ушел из здания, тем самым фактически спас от развала санитарную службу района.
Но, несмотря на все отрицательные процессы в обществе и экономике, я и мои коллеги в это время работали, не допустив вспышечную инфекционную заболеваемость и обеспечив стабильный санитарный фон.
В заключение
При написании воспоминаний о становлении и развитии санитарной службы в Усть-Коксинском и Кош-Агачском районах, где я работал, мне хотелось отобрать из обширного жизненного материала, из множества событий и встреч, наиболее существенное и важное, такое, что больше всего характеризует состояние службы.
А.И. Эдоков в Усть-Канском районе
(Л.В. Папитова, Н.В.Тижина, А.И.Эдоков)
За последние 10 лет работы в Роспотребнадзоре, значительно улучшилось материально-техническое состояние учреждений санитарной службы, выросла обеспеченность лабораторным оборудованием, инвентарем, офисной техникой, автотранспортом. На смену нам, ветеранам, пришли молодые амбициозные профессионалы. Видя эти изменения, я с надеждой смотрю вперед: будущее за профилактической медициной! |