Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Защита прав потребителей / Пресс-релизы /
 
Об уполномоченном по защите прав потребителей финансовых услуг PDF Печать

3 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ, которым вводится институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансового уполномоченного).

Финансовый уполномоченный будет в досудебном порядке рассматривать обращения потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.

При этом под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения граждан в отношении страховых организаций (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно ОМС), микрофинансовых организаций, кредитных потребкооперативов, ломбардов, кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов, а также финансовых организаций, взаимодействующих с ним на добровольной основе, если:

- размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб. либо если требования вытекают из нарушения страховщиком Закона об ОСАГО,

- и если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет.

В указанном случае обращение потребителя к финансовому уполномоченному до подачи иска в суд обязательно.

До направления обращения финансовому уполномоченному потребитель финансовых услуг должен направить претензию в финансовую организацию (в письменной или электронной форме). После получения ответа либо в случае его неполучения по истечении установленного срока потребитель может обратиться к финансовому уполномоченному. Обращение можно подать в электронном виде, а также через МФЦ.

Законом установлены требования к оформлению таких обращений, определены процедура и сроки их рассмотрения, порядок взаимодействия финансовых уполномоченных с финансовыми организациями, перечень случаев, когда обращение не подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным.

Отметим, что обращение может быть направлено и в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу рассматриваемого закона - 03.09.2018 (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).

Принимать и рассматривать обращения финансовый уполномоченный будет бесплатно. Исключение - обращения, поданные лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Решения финансовых омбудсменов обязательны для финансовых организаций. В случае их неисполнения финансовый уполномоченный будет выдавать потребителю исполнительный документ (удостоверение) для обращения к судебному приставу-исполнителю за принудительным исполнением. При этом за неисполнение в добровольном порядке решения финансового уполномоченного с финансовой организации может быть взыскан штраф (через суд).

В случае несогласия с решением финансового омбудсмена потребитель вправе обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении. Финансовая организация также сможет в судебном порядке обжаловать решение финансового уполномоченного в случае несогласия с ним.

В Законе также определены требования к финансовым уполномоченным и порядок их назначения. Их будет несколько: главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в определенных сферах финансовых услуг. Кстати, главный финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг уже назначен, соответствующая информация размещена на сайте Банка России (http://cbr.ru/Press/event/?id=2043).

Деятельность финансовых уполномоченных будет финансироваться за счет имущественных взносов ЦБ РФ, обязательных взносов финансовых организаций, платы за рассмотрение уполномоченным обращений третьих лиц, которым уступлено право требования потребителя к финансовой организации, других поступлений.

Для обеспечения работы финансовых уполномоченных до 3 декабря 2018 года должна быть создана соответствующая служба.

Отметим, что законом предусмотрено поэтапное введение для финансовых организаций обязанности по взаимодействию c финансовым уполномоченным: с 1 июня 2019 года - для страховых организаций, занимающихся ОСАГО, ДСАГО и страхованием средств наземного транспорта, с 28 ноября 2019 года - для страховых организаций в части иных видов страхования (кроме ОМС). С 2020 года такая обязанность появится у микрофинансовых организаций, а с 2021 года - у НПФ, ломбардов, кредитных потребительских кооперативов и кредитных организаций. Вместе с тем, с 3 декабря 2018 года любые финансовые организации (в том числе и вышеназванные) могут начатьвзаимодействовать с финансовым омбудсменом на добровольной основе.