С принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей», у граждан появилась возможность реализовывать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985г.
За 25 лет существования Закона, его положения неоднократно (21 раз с 1993 года) редактировались и дополнялись новыми положениями, призванными максимально отвечать тем изменениям, которые происходят в общественных отношениях страны.
Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина: он объективно повышает ответственность производителей за качество своей работы, что способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Закон о защите прав потребителей (ст. 44) дает право органам местного самоуправления оказывать консультации потребителям по вопросам защиты их прав, рассматривать их жалобы, вести консультационную, аналитическую работу.Статья 46 Закона дает право гражданам объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами и законодательством Российской Федерации.
Надзорным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 г. № 412 является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). На территории регионов - его территориальные управления.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай с момента образования ведет последовательную работу, направленную на совершенствование всех аспектов практической деятельности в сфере защиты прав потребителей республики.
В 2016 году в Управление поступило 1430 обращений (из них 296 письменных) на ущемление прав потребителей. Все обращения были рассмотрены, потребителям даны разъяснения по законодательству. По письменным обращениям были проведены административные расследования, внеплановые проверки, руководители предприятий привлечены к административной ответственности. За 2016 год по не соблюдению законодательства о защите прав потребителей проведено 192 проверки и 31 административное расследование. Вынесено в отношении хозяйствующих субъектов - 329 постановлений о привлечении к административной ответственности, выдано 72 предписания, наложено штрафов на сумму 1 107,5 тыс. рублей. В добровольном порядке потребителям возвращены деньги на сумму 3,22 млн. рублей.
Важнейшим моментом защиты прав потребителей, является судебная защита. Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай при судебном разбирательстве в порядке ст.47 ГПК РФ дают заключение по конкретному делу в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. За 2016 год выдано 68 заключений по делам в судах по искам потребителей к хозяйствующим субъектам, исковые требования удовлетворены на сумму 2 792 817,49 рублей.
Кроме того, оказание помощи гражданам в защите прав осуществляется Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай». Количество обратившихся за оказанием бесплатной юридической помощи потребителей ежегодно увеличивается в среднем на 15%. За 2016 год обратилось 3 090 граждан.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай и Консультационного цента по защите прав потребителей проводятся мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности населения Республики Алтай. Ведется активная работа информационного характера, которая включает в себя выездные общественные приемные в торговых центрах, на турбазах, проведение лекций, классных часов, открытые уроки в образовательных учреждениях Республики Алтай, уроки правовой грамотности по финансовым услугам с учителями и учащимися старших классов. В Национальной библиотеке им. Чевалкова проводятся семинары со студентами.
Конкурентный рынок в значительной мере способствует ограничению возможности попадания к потребителю товаров ненадлежащего качества, однако он не может обеспечить полной защищенности потребителя от таких товаров.
Поэтому для защиты прав потребителей от некачественных товаров, некачественно выполняемых работ и некачественно оказанных услуг в стране с рыночной экономикой создается целая система законов и подзаконных актов, а граждане должны научиться их применять на практике. Многолетняя практика применения Закона «О защите прав потребителей» подтвердила его актуальность и жизнеспособность, изменила в лучшую сторону положение, как в правотворческой, так и в правоприменительной практике в сфере защиты прав потребителей. |