Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ (далее – Закон), который вносит поправки в Федеральный закон от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и содержит множество нововведений.
Законом установлено несколько новых определений. Так, например, «детский туризм» – это туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя.
Появилось определение «системы навигации и ориентирования в сфере туризма», а также «туристско-информационного ориентирования в сфере туризма», а также «туристско-информационного центра». Туристско-информационный центр должен информировать физических лиц о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии, а также продвижению туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках.
Туристы, пострадавшие от банкротств турфирм, теперь могут рассчитывать не только на места в самолетах, чтобы вернуться домой, но и возврат полной стоимости сгоревшего тура.
Возвращать деньги за путевки отдыхающим раньше должны были страховые компании, имеющие договоры с туроператорами. Однако, страховые компании могут вернуть денежные средства туристам не в полном объеме.
В связи с чем, в закон были внесены очень важные изменения:
- туристов, отправляющихся на отдых за границу, перед вылетом будут в обязательном порядке обеспечивать билетами туда и обратно;
- с 01.01.2017 туроператоры, работающие в сфере выездного туризма, должны перечислять средства в 2 фонда – резервный фонд «Турпомощи» и фонд персональной ответственности.
В законопроекте говорится, что «размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора равен одному проценту общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за прошедший год». Предыдущие версии предписывали участникам рынка «сдавать» в фонд по 100-500 рублей за каждого туриста.
При этом, туроператорам дается возможность «разбить» взнос на несколько платежей, что, несомненно, удобно для участников рынка. Перечисление ежегодного взноса производится равными долями, не позднее 15-ого числа каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом.
Закон, по-прежнему, предусматривает необходимость получения туроператором страховки или банковской гарантии. При этом, в Законе отмечается, что страховщиков у одного туроператора может быть несколько. В Законе также указаны случаи, когда страховка или банковская гарантия не требуется.
Еще одно важнейшее нововведение: договор страхования финансовой ответственности туроператора теперь может быть расторгнут. Напомним, что ранее он заключался на год, и не мог быть досрочно расторгнут ни одной из сторон.
Закон закрепляет требования к лицам, занимающим должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора. К таким требованиям, например, относится отсутствие неснятой или непогашенной судимости за какое-либо умышленное преступление; отсутствие дисквалификации должностного лица туроператора и др.
В Законе также меняется формула «работа турагента от имени и по поручению туроператора». Ранее эта поправка очень активно обсуждалась в турагентском сообществе, не желающем брать на себя ответственность за деятельность агентских компаний по всей России.
В новом Законе поправка сохранилась в усеченном варианте: «Продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора».
То есть турагент будет действовать от своего имени, но по поручению туроператора.
Таким образом, договор между агентом и оператором по-прежнему может быть агентским, но оператору придется сформулировать поручение своему агенту. |