Права потребителя при повреждении (утрате) багажа при оказании услуг авиаперевозки Печать

Согласно российскому законодательству, которое применяется к внутренним авиаперелетам, в соответствии со статьей 118 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), перевозчик несет ответственность:

  • за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю  в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять;
  • за сохранность ручной клади, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) ручной клади произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.
  • за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир (п. п. 87, 132 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, далее - Правила).

Если багаж пассажира утерян, то перевозчик обязан принять меры по розыску зарегистрированного багажа.

В случае утраты или порчи багажа пассажиру до выхода из зала прилета следует обратиться к представителю перевозчика или лицу, им уполномоченному. Вам предложат оформить необходимые документы, в том числе письменное заявление о неполучении багажа, на основании которого перевозчик примет необходимые меры к розыску багажа (п. 154 Правил).

Для оформления документов на утерянный багаж, как правило, требуются: авиабилет, багажная квитанция, посадочный талон, отрывной талон багажной бирки, документ, удостоверяющий личность.

Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик уведомляет владельца багажа и доставляет багаж в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, или по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы (п. 154 Правил).

Если в течение 21 дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, он не найден, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

Для этого пассажиру необходимо обратиться к авиаперевозчику с претензией (п. 154 Правил; п. п. 1, 2 ст. 127 ВК РФ).

Претензия предъявляется авиаперевозчику письменно в течение 6 месяцев (пп. 1, 2 п. 1 ст. 126 ВК РФ):

  • о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза, а также в случае просрочки его  доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза;
  • о возмещении вреда в случае утраты груза - через 10 дней по истечении срока доставки.

Претензия составляется в 2 экземплярах: один экземпляр претензии передается перевозчику, на втором экземпляре представитель перевозчика ставит отметку о принятии.

Перевозчик обязан рассмотреть поступившую претензию в течение 30 дней с момента ее поступления и уведомить ее предъявителя в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, об удовлетворении или отклонении изложенных в ней требований.

Размеры компенсации при утрате или порче багажа определены статьей 119 ВК РФ. Так, в случае утраты или порчи багажа с объявленной ценностью при внутренних воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в размере объявленной ценности багажа, при ее отсутствии - в размере стоимости багажа, но не более 600 рублей за килограмм веса.

Такое же возмещение получит пассажир, сдавший в багаж ценную вещь и при регистрации не объявивший его ценность (п. 126 Правил).

В связи с этим при перевозке дорогостоящих вещей пассажиру рекомендуется пользоваться услугой по объявлению ценности своего багажа.

Также перевозчик может заключить соглашение с пассажирами о повышении своей ответственности по сравнению с вышеуказанными размерами. В таком случае размер ответственности перевозчика определяется на основании данного соглашения (ст. 123 ВК РФ).

В случае, если перевозчик не рассмотрел претензию в установленный законом срок или отказал в удовлетворении претензии, пассажир (грузоотправитель) вправе обратиться в суд.

Размер неустойки, а также компенсация морального вреда взыскивается и рассчитывается в соответствии с требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей».

Основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках определяются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай готовы проконсультировать вас по вопросам защиты прав потребителей по телефону 8(38822) 6-42-41 по будням с 9:00 до 18:00, в пятницу – с 9:00 до 16:45.