Сегодня исполняется 33 года со дня принятия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Настоящий Закон устанавливает следующие права для потребителей:
1.Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Просвещение обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав (ст. 3 Закона).
2.Право потребителя на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества. Право на качество означает, что продавец (исполнитель) должен передать потребителю качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу) (ст. 4 Закона).
3.Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). Потребитель имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (ст. 7 Закона).
4.Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 8 Закона).
5.Право потребителя на возмещение ущерба. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора (ст. 13 Закона).
6.Право потребителя на судебную защиту. Защита прав потребителей осуществляется судом (ст. 17 Закона).
Кроме этого, Закон установил и целый ряд дополнительных правовых гарантий: право на уплату неустойки, признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителей, право на компенсацию морального вреда, право на взыскание с продавца (исполнителя) штрафа в размере 50 %, исходя из общей суммы удовлетворенных судом требований потребителя и т. д.
Закон РФ «О защите прав потребителей» также устанавливает ответственность продавцов и производителей за нарушение прав потребителей и предоставляет механизмы для разрешения споров и конфликтов между потребителями и предприятиями. Эти меры направлены на обеспечение справедливых и равных условий для потребителей на рынке товаров и услуг в России.
Не только один Закон «О защите прав потребителя» входит в законодательство. Оно включает в себя целую группу нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.
В течение всего времени, со дня принятия Закона, в него вносились различные поправки, в соответствии с изменениями, происходящими в сфере продажи товаров и оказания услуг, в том числе в связи с развитием продажи товаров через Интернет. Появился новый институт гражданского процесса – групповые (коллективные) иски, упрощающий доступ к правосудию. В сфере финансовых услуг появился специальный институт уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг, который помогает десяткам тысяч граждан разобраться с проблемами выплат по страховкам или начислениями по кредитам и микрозаймам. Во многие публичные правила оказания услуг включены требования об обязанности продавца и исполнителя услуг ответить на претензию потребителя, тем самым повышаются гарантии граждан на обратную связь от предпринимателя.
В 2024 году Управлением Роспотребнадзора по РА было подано 26 исков в защиту прав потребителей, из них 16 исков в защиту неопределенного круга потребителей, в защиту конкретного потребителя 10 исков.
Управлением Роспотребнадзора по РА в 2024 г. в судах дано 11 заключений по делу в целях защиты прав потребителей. Из который рассмотрено и удовлетворено 10 дел, 1 дело с заключением Управления находится на рассмотрении. Сумма удовлетворенных требований составила
2 174 462,00 рублей.
Консультацию по защите прав потребителей можно получить в Управлении Роспотребнадзора по РА по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 тел. 8 (38822) 6-42-41. |