С началом активного туристического сезона в Республике Алтай, в Роспотребнадзор участились звонки и устные обращения потребителей, связанные с оказанием услуг. Так, потребители сообщили, что при посещении предприятия общественного питания в Шебалинском районе с посетителей берут плату за туалет.
Предпринимателю указано на недопустимость нарушений прав потребителей. В результате предприниматель устранил нарушение, теперь посетители кафе при предъявлении кассового чека, подтверждающего оказание услуги общественного питания, посещают туалет без взимания оплаты.
По данному факту разъясняем.
Кафе и рестораны обязаны выполнять требования санитарного законодательства (в том числе соблюдать требования санитарных правил) и обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг для здоровья человека (абз. 2, 4 ст. 11, ч. 1, ст. 17, ч.ч. 3, 4 ст. 39 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Пунктом 3.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" установлено: «В целях исключения контактного микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции для посетителей и работников предприятий общественного питания должны быть оборудованы отдельные туалеты с раковинами для мытья рук.
Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала с входом, изолированным от производственных и складских помещений.»
В соответствии с минимальными требованиями к предприятиям общественного питания различных типов и классов, приведенными в таблице Б.1 ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. Общие требования», в состав помещений ресторанов, баров и кафе включена туалетная комната с помещением для мытья рук потребителей, равно как и наличие гардероба и вешалки в зале.
Кроме того, установление платы за пользование туалетом, расположенном в кафе, нарушает требования законодательства в области защиты прав потребителей. Посетитель кафе или ресторана проводит в таком заведении в среднем не менее часа, в связи с чем, по естественным причинам он вынужден пользоваться туалетом. Также посетители объектов общественного питания обычно пользуются раковинами для мытья рук перед и (или) после приема пищи. Взимая плату за пользование туалетом, администрация кафе фактически обуславливает приобретение услуги общественного питания обязательным приобретением другой платной услуги - услуги пользования туалетом, что запрещено (п. 2 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 - Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме).
Таким образом, взимание платы за посещение туалетов в предприятиях общественного питания незаконно.
Уважаемые потребители, знайте и смелее отстаивайте свои права. По всем возникающим вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия специалисты Роспотребнадзора готовы проконсультировать вас, дать ответ по существу, а при необходимости - принять меры в рамках своих полномочий. Телефон для консультаций: (38822) 64241 работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, в пятницу - до 16-45. |