Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Защита прав потребителей / Пресс-релизы /
 
Действия «коллекторов» незаконны! PDF Печать

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продолжает выявлять и пресекать факты нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг в области потребительского кредитования. На сегодняшний день уже признаны и поддержаны в судебных инстанциях ряд условий кредитных договоров, ущемляющих права потребителей. Это различные виды комиссий за открытие и ведение ссудного счёта, за выдачу кредита, условие кредитора о расторжении, либо об изменении кредитного договора в одностороннем порядке по основаниям, не установленным законодательством и Гражданским Кодексом РФ, ограничение права потребителя на выбор места обращения в суд (альтернативная подсудность), незаконное возложение на потребителя дополнительных расходов в виде повышенных штрафных санкций и пени.

Ещё одним из неправомерных условий, включаемых кредитными организациями в договоры с гражданами – заёмщиками, установлено право кредитного учреждения уступить полностью или частично свои права требования по договору третьим лицам, а также права на раскрытие необходимой для совершения такой уступки информации о заёмщике, кредите, процентах, а также иной информации.

В данном случае Роспотребнадзор считает необходимым разъяснить следующее. Потребитель, имея договорные отношения по кредитному договору с банком, как субъектом, наделённым в установленном государством порядке соответствующим специальным правом, т.е. лицензией, выдаваемой Банком России и несущим законные обязанности перед потребителями, при реализации условия договора об уступке права требования может оказаться в отношениях с одним из «коллекторских агентств», работа которых не урегулирована законодательно, или иного неизвестного потребителю лица, в том числе лица, не осуществляющего деятельность на потребительском рынке и в этой связи не обязанного соблюдать правила, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Кроме того соблюдение банковской тайны является одним из критериев качества соответствующей финансовой услуги, оказываемой банком потребителю. В связи с чем уступка прав требования в отношениях с потребителями если и возможна, то только в том случае, когда новый кредитор является банком, обязанным как и первоначальный, качественно обслужить клиента-потребителя, в том числе с соблюдением банковской тайны.

Таким образом, при включении банком в кредитный договор общего условия о допустимости уступки требования (вместе с передачей соответствующей информации, составляющей банковскую тайну) третьему лицу, не обладающему специальным правовым статусом, аналогичным статусу первоначального кредитора, права потребителей оказываются ущемлёнными.

Правовая позиция Роспотребнадзора в данном вопросе, суть которой сводится к недопустимости уступки прав требования без комплексной оценки её соответствия требованиям закона, в очередной раз была подтверждена органами судебной власти.

Уважаемые потребители, чтобы оградить себя и свою семью от нежелательных звонков с угрозами о конфискации имущества и других незаконных действий, допускаемых «коллекторами», при подписании кредитного договора внимательно изучите его. Если Вы найдёте подобное условие, требуйте исключить его из Вашего Договора, в противном случае откажитесь от его подписания и от услуг такого Банка.

Если всё же Вам звонят неизвестные лица с угрозами и требованиями о погашении каких-либо неимоверных долгов, или приходят документы об имеющейся задолженности неизвестно от кого, незамедлительно обращайтесь в Роспотребнадзор. Не вступайте ни к в какие контакты с звонящим и не пытайтесь договориться о чём-либо. Знайте, что данные деяния незаконны и уголовно наказуемы.