За 1 полугодие 2019 года специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай (Управления и Центра гигиены и эпидемиологии в РА) рассмотрено 1818 обращений и жалоб граждан (1799 – 6 мес. 2018) , в том числе – 270 письменных (6 мес. 2018 – 295).
Из числа поступивших обращений 707 поступили на горячую линию, 703 поступили в общественную приемную, 130 граждан обратились к руководителю, его заместителю, начальникам территориальных отделов на личный прием.
По-прежнему основное число обращений составляют обращения в сфере розничной торговли – 23,5 %, на втором месте обращения по вопросам сбора и утилизации мусора, содержания территорий, на третьем - оказания жилищно-коммунальных услуг, условий проживания, далее следуют вопросы качества реализуемой пищевой продукции, вопросы организации питания населения, воспитания и обучения детей.
С целью полного и всестороннего рассмотрения обращений специалистами Управления с выходом на место, в том числе с проведением лабораторно-инструментальных исследований, проверены факты по 33 обращениям. При проведении проверок по соблюдению законных интересов и прав граждан обоснованность обращений подтвердилась в 40% случаев.
За выявленные нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей виновные привлечены к административной ответственности.
По 1169 обращениям приняты меры, позволившие повлиять на ситуацию и устранить нарушения, даны разъяснения. По 100 обращениям проведены проверки, в результате составлено 23 протокола, 2 дела направлены в суд, 2 объекта приостановлены по решению судов.
81 обращение направлено для рассмотрения по подведомственности.
Поскольку основанием для проведения внеплановой проверки при поступлении обращения является нарушение прав потребителей при условии, что заявитель обращался за защитой своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено, либо требования заявителя не были удовлетворены, к настоящему времени число внеплановых проверок по жалобам потребителей существенно сократилось. Большинство предпринимателей, не желая провоцировать внеплановую проверку, стараются удовлетворить требования потребителей в досудебном порядке.
Тем не менее, за отчетный период из подготовленных исковых материалов в 2019 г. рассмотрено 9 исковых заявлений, в т.ч. заключено 1 мировое соглашение в суде. Удовлетворено 8 исковых заявлений. Исковые требования потребителей удовлетворены на денежную сумму 228 270.00 рублей. В досудебном порядке потребителям возвращено денежные средства на сумму 1 000 602.00 рубля.
К сожалению, не все граждане на сегодня готовы к отстаиванию своих прав до обращения за их защитой в государственный орган. В этой связи возрастает роль разъяснительной работы Управления среди населения.
Управление систематически через сайт доводит до населения ответы на наиболее частые вопросы и размещает памятки по алгоритму действий для потребителей.
В целях повышения финансовой грамотности населения в Республике Алтай, специалистами Управления проведены мероприятия с охватом порядка 5000 человек только за первое полугодие 2019 года.
Так, например в рамках V Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай с учащимися БОУ РА "Республиканской гимназия им. В.К. Плакаса", МБОУ "Лицей №1 имени М.В.Карамаева города Горно-Алтайска", МАОУ "Кадетская школа №4 г.Горно-Алтайска" и МБОУ "Майминская средняя образовательная школа №1" проведены информационно-просветительские мероприятия, мини-олимпиады, направленные на повышение уровня финансовой грамотности детей.
Цель данных мероприятий — привлечь внимание учащихся к вопросам разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным сбережениям.
Проводятся лекции в трудовых коллективах, с социально незащищенными гражданами города и районов республики, с общественными организациями.
В целях профилактики нарушений прав потребителей на объектах продолжена работа по взаимодействию с предпринимательским сообществом. В 1 полугодии проведено 32 семинара-совещания с руководителями организаций и предприятий и с предпринимателями.
В целях информирования населения, повышения потребительской грамотности за прошедший период опубликовано в газетах 56 материалов, подготовлено 17 сюжетов на телевидении, 92 выступления на радио. На сайте Управления размещено 607 материалов. Организовано 29 тематических «горячих линий» для потребителей.
Ведется работа с Информационным порталом «Защита прав потребителей», куда выставляется наиболее интересная информация для потребителей: результаты проверок, судов, памятки, разъяснения, а также там размещается информация о выявленной фальсифицированной продукции.
В целях предупреждения нарушений в ходе массовых мероприятий продолжается реализация плана профилактических мероприятий. Активно проводятся рейдовые мероприятия на ярмарках, массовых праздниках и соревнованиях. Специалисты Роспотребнадзора обеспечивали санитарно-эпидемиологическое благополучие в период проведения 24 массовых мероприятий: соревнований по рафтингу на р.Сема, конных скачек, фестиваля «Родники Алтая», Дня Победы, Дня защиты детей, Олимпиады.
В летний период организована работа выездной общественной приемной на туристических базах региона. В текущем году уже проведено 4 выезда на базы Майминского, Чемальского, Онгудайского и Турочакского районов.
В преддверии и во время туристического сезона проводятся рейды по объектам придорожного сервиса, в ходе которых индивидуальным предпринимателям указывается на недостатки при организации деятельности. В настоящее время специалисты проводят надзорные мероприятия по предупреждению нарушений правил реализации молочной продукции.
В целях защиты прав потребителей специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай реализуется механизм контрольной закупки. За 1 полугодие 2019 года проведены 2 мероприятия, в результате которых пресечены нарушения прав граждан на охрану от табачного дыма, а также по запрету реализации непищевой спиртосодержащей продукции.
Указанная деятельность будет продолжена и в дальнейшем. Основная цель специалистов Роспотребнадзора – всемерная защита прав граждан, как потребителей товаров, работ и услуг, а также повышение потребительской грамотности населения.
|