Потребитель позавтракал в кафе «Шелковый путь» в Онгудайском районе, после завтрака зашел в туалет, где с него потребовали оплату. Гость пояснил, что является клиентом кафе, но это обстоятельство, как оказалось, ни на что не влияет: «Туалет для всех платный». Возмущенный потребитель пожаловался в Роспотребнадзор.
Специалистами Роспотреюбнадзора проведена проверка указанных в обращении фактов. Доводы потребителя подтвердились. В отношении предпринимателя вынесено предостережение о недопустимости нарушений требований законодательства.
Разъясняем, владельцы объектов общественного питания, взимая плату за пользование туалетом на своих объектах, нарушают требование п. 6 «Правил оказания услуг общественного питания» о безопасности услуг, согласно которого исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества. Наличие туалета для посетителей кафе необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Отсутствие туалета (или взимание платы за пользование) может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Требование об оборудовании отдельного туалета для посетителей в организациях общественного питания, изложено в п.3.14 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Также, в соответствии с минимальными требованиями к предприятиям общественного питания различных типов и классов, приведенными в таблице Б.1 ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. Общие требования», в состав помещений ресторанов, баров и кафе включена туалетная комната с помещением для мытья рук потребителей, равно как и наличие гардероба и вешалки в зале, за которые естественно плата не берется.
Кроме того, установление платы за пользование туалетом, расположенном в кафе, нарушает требования законодательства в области защиты прав потребителей. Объекты общественного питания относятся к организациям, оказывающим потребителям услуги общественного питания по возмездному договору (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036). Посетитель кафе или ресторана проводит в таком заведении в среднем не менее часа, в связи с чем, по естественным причинам он вынужден пользоваться туалетом. Также посетители объектов общественного питания обычно пользуются раковинами для мытья рук перед и (или) после приема пищи. Взимая плату за пользование туалетом, администрация кафе фактически обуславливает приобретение услуги общественного питания обязательным приобретением другой платной услуги - услуги пользования туалетом, что запрещено (п. 2 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 - Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме).
Уважаемые потребители, знайте и смелее отстаивайте свои права. По всем возникающим вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия специалисты Роспотребнадзора готовы проконсультировать вас, дать ответ по существу, а при необходимости - принять меры в рамках своих полномочий. Телефон для консультаций: (38822) 64241 работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, в пятницу - до 16-45.
|