Маркировке средствами идентификации в настоящий момент из продовольственной группы товаров подлежат
- молоко и молочная продукция;
- пиво и слабоалкогольные напитки;
- упакованная питьевая вода;
- соки и безалкогольные напитки;
- икра осетровых и лососевых рыб.
Эксперимент по маркировке и прослеживанию пищевых продуктов (пилотные группы) проводится в отношении:
- пищевые растительные масла, упакованные в потребительскую упаковку (c 25 декабря 2023 года по 31 августа 2024 год);
- консервированные продукты: готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов, рыбы, овощей и фруктов, грибов и ягод, (с 12 февраля 2024 года по 31 августа 2024 года);
- алкогольная продукция с содержанием этилового спирта (крепостью) в готовой продукции до 9 % включительно (с 01 июля 2024 года по 31 августа 2025 года).
Нормативные документы в сфере маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2019г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 841 «Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 года №2173 «Об утверждении Правил маркировки пива»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 г. №2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции, утвержденных»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 года №2173 «Об утверждении Правил маркировки пива»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 № 887«Об утверждении Правил маркировки отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2023 № 2028«Об утверждении Правил маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении икры осетровых и икры лососевых (красной икры)»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2024 № 105 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов консервированных продуктов»;
- Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 N 2221 «О проведении
на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации пищевых растительных масел, упакованных в потребительскую упаковку»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2024 № 585
«О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по размещению кодов маркировки в машиночитаемой форме на федеральные специальные марки для маркировки отдельных видов алкогольной продукции с содержанием этилового спирта (крепостью) в готовой продукции до 9 процентов включительно».
Контроль за соблюдением требований законодательства в области маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, осуществляется в ходе внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при выявлении соответствия объекта индикатору риска нарушения обязательных требований.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований - это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются контрольным (надзорным) органом в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.09.2023 № 635 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей» утвержден перечень, состоящий из 34 индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.
Если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия факты нарушения обязательных требований законодательства в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей находят свое подтверждение, в отношении виновного лица принимаются меры в соответствии со ст. 15.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.
С 1 апреля 2024 года поэтапно вводится разрешительный режим продажи маркированных товаров на кассе — механизм, благодаря которому продажи нелегальных и просроченных товаров исключаются при помощи системы маркировки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2023 №1944 "Об утверждении перечня случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенностей внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров, а также Правил применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правил получения информации из указанной государственной информационной системы" определены случаи, когда розничная продажа обязательных к маркировке товаров запрещена.
Информацию, можно ли продать тот или иной товар, пользователь онлайн-кассы получает из ГИС МТ «Честный знак». Если реализация товара запрещена, контрольно-кассовая техника заблокирует продажу, что позволит автоматически пресечь продажу товаров с истекшими сроками годности и (или) находящихся в незаконном обороте.
По каждой группе пищевой продукции определены случаи, когда продавать ее нельзя, а также поэтапные сроки введения запрета.
Так, с 01.04.2024 введен запрет на продажу пива и слабоалкогольных напитков в кегах с истекшими сроками годности и (или) находящихся в незаконном обороте. С 01.11.2024 режим онлайн проверки становится обязательным для пива и слабоалкогольных напитков в потребительских упаковках.
С 01.05.2024 введен запрет для продавцов крупных торговых сетей на продажу молочной продукции и упакованной питьевой воды с истекшими сроками годности и (или) находящихся в незаконном обороте, с 01.09.2024 режим онлайн проверки становится обязательным для молочной продукции и упакованной питьевой воды для остальных продавцов.
Под крупной торговой сетью понимается совокупность 50 и более торговых объектов, которые подлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц или совокупность 50 и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством визуализации.
С 01.03.2025 становится обязательной проверка в режиме офлайн для всех товарных групп, кроме безалкогольных напитков. |