Риск-ориентированный подход - комплекс организационных мероприятий, предусматривающий мониторинг, анализ, оценку риска любого предприятия на основе вероятностного анализа безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и управления риском в целом.
Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Применение данного подхода направлено:
- на оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);
- на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- на повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).
Категория риска и класс опасности деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливаются на основании законодательных, нормативно-правовых актов Российской Федерации в соответствии с методиками, утвержденными Роспотребнадзором.
Класс опасности деятельности юридического лица устанавливается (рассчитывается) по Критериям отнесения объектов государственного надзора к категориям риска (далее - Критерии), указанным в приложении к «Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806.
В отношении проверяемых при расчете риска учитывается:
- гигиеническая значимость,
- законопослушность (количество выявленных правонарушений),
- население, находящееся под воздействием,
- объемы выпускаемой продукции или оказанных услуг и т. д.
Выявление большого количества правонарушений автоматически повышает класс опасности поднадзорного объекта, т.е. уровень опасности зависит не только от соответствия критериям.
КАТЕГОРИИ РИСКА И КЛАССЫ (КАТЕГОРИИ) ОПАСНОСТИ
Категории риска
|
Классы (категории) опасности
|
Особенности осуществления мероприятий по контролю
|
|
|
|
Чрезвычайно высокий риск
|
1 класс
|
плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
|
Высокий риск
|
2 класс
|
Значительный риск
|
3 класс
|
Средний риск
|
4 класс
|
плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
|
|
|
Умеренный риск
|
5 класс
|
|
|
|
Низкий риск
|
6 класс
|
плановые проверки не проводятся
|
Как видно из таблицы, для каждой категории риска и классов (категорий) опасности предусмотрено проведение плановых проверок со следующей периодичностью:
- один раз в период для 1-3 класса опасности в случае чрезвычайного высокого риска, высокого риска и значительного риска;
- не чаще одного раза в период для 4 и 5 класса опасности в случае среднего и умеренного риска;
При этом для 6 класса опасности при низком риске плановые проверки не проводятся.
Таким образом, чаще всех (но в любом случае не более чем один раз в год) планово будут проверяться компании и индивидуальные предприниматели, для которых установлен чрезвычайно высокий риск.
В план проверок Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай на 2019 год включены 762 проверки (2018 – 520), 1218 объектов, в том числе:
34 объекта чрезвычайно высокого риска,
90 объектов высокого риска
679 объектов значительного риска,
352 объекта среднего риска
И 63 объектов умеренного риска,
В план включено всего 217 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 43 субъекта малого предпринимательства внесены в план проверок как нарушители, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного приостановления деятельности. При этом общее количество проверок по сравнению с 2015 годом уменьшилось в почти в 1,5 раза, количество плановых проверок уменьшилось в 2 раза.
Кроме того, по поручению Роспотребнадзора в план на 2019 год не включены проверки по вопросам защиты прав потребителей.
Планирование с учетом риск - ориентированной модели позволяет оптимизировать трудозатраты Управления, простимулировать предпринимательское сообщество к повышению ответственности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, что призвано привести к снижению административной нагрузки на добросовестных предпринимателей, соблюдающих требования законодательства
О категории риска, присвоенной конкретному субъекту можно узнать по запросу в Роспотребнадзор. Также индивидуальные предприниматели и юридические лица могут выступать с ходатайством об изменении категории риска в случае несогласия с решением органа исполнительной власти.
|