Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
О порядке и условиях возмещения реального ущерба туристам из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма PDF Печать

С 1 января 2017 года вступила в силу существенно измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которой, в частности, предусмотрено создание фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма.

Теперь туроператоры, работающие в сфере выездного туризма, должны иметь фонд персональной ответственности, который формируется для каждого туроператора отдельно за счет ежегодного взноса— 1% от общей цены выездного турпродукта за предыдущий год. Для новых туроператоров размер взноса устанавливается в сумме 100 тысяч рублей.

Средства фонда персональной ответственности предназначены для возмещения туристам реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта.   Порядок и условия такого возмещения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 года №779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» (далее - Правила).

Правилами определены лица, имеющие право предъявлять требование о возмещении реального ущерба, в том числе, до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре. Прежде всего, это сами туристы, а также иные заказчики туристского продукта или их представители, действующие на основании надлежащим образом удостоверенной доверенности. Под реальным ущербом, подлежащим возмещению, понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика в соответствии с договором о реализации туристского продукта.

Правилами также утвержден перечень информации, которая должна содержаться в требовании о возмещении денежных средств, и перечень прилагаемых документов. Так, например, к требованию о возмещении денежных средств необходимо приложить копию паспорта, копию договора о реализации туристского продукта (на руках необходимо иметь оригинал договора), документы, подтверждающие реальный ущерб или надлежащим образом удостоверенные копии таких документов.

Деятельность по возмещению реального ущерба возложена на объединение туроператоров.

Датой установления факта причинения реального ущерба считается день, когда туроператор публично заявляет о прекращении своей деятельности по причине невозможности исполнения обязательств или день, когда объединению туроператоров стало известно о прекращении деятельности туроператора.

На объединение туроператоров возлагается обязанность разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомление о дате начале сбора требований о возмещении денежных средств. В течение 90 рабочих дней с наступления объявленной даты формируется реестр туристов, предъявивших свои материальные требования в установленном порядке, после чего в течение 10 рабочих дней осуществляется процедура рассмотрения требований и принятия решений о возмещении реального ущерба.

Пунктом 12 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возмещении реального ущерба. В таковым отнесены: а) наличие в приложенных к требованию документах неполных и (или) недостоверных сведений; б) наличие факта причинения реального ущерба туристу и (или) иному заказчику, не обусловленного неисполнением туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта; в) отсутствие денежных средств в фонде после произведенных выплат в порядке и сроки, установленные Правилами.

Решение об отказе в таком возмещении может быть обжаловано путем направления заявления в объединение туроператоров в течение 30 рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения. Срок рассмотрения такого заявления не может превышать 5 рабочих дней.

При принятии положительного решения о возмещении реального ущерба денежные средства перечисляются на банковский счет туриста и (или) иного заказчика в течение 10 дней со дня принятия решения.