На вопросы потребителей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей Г.Г.Гришина
Вопрос: В магазине при покупке телевизора за отдельную плату мне предложили воспользоваться программой дополнительного сервиса. Сказали, что без приобретения этого сертификата у меня снижается срок гарантийного обслуживания. Законно ли это?
Ответ: В целях предотвращения нарушений в сфере защиты прав потребителей и повышения ответственности граждан при совершении покупки, обращаем внимание потребителей на сертификаты дополнительного сервиса (ПДС — программа дополнительного сервиса), реализуемые в розничной сети при продаже технически сложного товара бытового назначения.
Сообщаем, что в обязанности продавца изначально входит:
- консультация по применению товара, согласно п. 49 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 19.12.1998 года № 55 входит в обязанность продавца;
- диагностика товара, проводимая с целью выявления или подтверждения наличия недостатков в товаре, может быть проведена за счет потребителя только в том случае, если не установлен или истек гарантийный срок;
- ремонт и замена на товар этой же модели являются для продавца безвозмездной обязанностью, согласно части 1 статьи 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока.
Таким образом, содержащиеся в сертификате дополнительного сервиса возмездные обязательства продавца услуг могут совпадать с безвозмездной обязанностью продавца товара в отношении которого заключается договор (сертификат дополнительного сервиса ПДС), что в значительной мере подменяет собой обязательства продавца, установленные законом.
Приобретая ПДС, ознакомьтесь с условиями сертификата:
с информацией о продолжительности гарантийного срока на товар, если он установлен, сроком начала действия сертификата ПДС, а также датой окончания его действия, так как срок дополнительного обязательства, указанный в сертификате может совпадать с гарантийным сроком, установленным изготовителем или продавцом;
с информацией об объеме и характере гарантийных обязательств (размещается в гарантийных талонах и иным способом доводится до сведения потребителей), а также обязательствами, принятыми на себя исполнителем по сертификату ПДС.
Вопрос: На что следует обращать внимание при выборе шубы?
Ответ: Меховые изделия до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе.
Обращаем внимание потенциальных покупателей, что меховые изделия входят в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»). Таким образом, при продаже таких товаров продавец по требованию покупателя обязан ознакомить его с декларацией о соответствии, копией декларации или товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.
Может возникнуть ситуация, когда купив меховое изделие (например, шубу) летом или осенью, через какое-то время потребитель осознает, что шуба разонравилось или не подошла по размеру и желает сдать товар обратно в магазин, при этом указывая, что сохранен товарный вид товара, фабричный ярлык, кассовый или товарный чек.
Однако, согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня его покупки. На товаре должны быть сохранены фабричные ярлыки, товарный вид, потребительские свойства, пломбы, товарный или кассовый чек. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека, либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Вопрос: Могу ли я, не обращаясь в суд предъявить требования продавцу?
Ответ: Сущность внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) — добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право. Добровольное удовлетворение обоснованных требований потребителя — обязанность продавца (изготовителя, исполнителя). Нередко на практике возникает вопрос: обязательно ли для потребителя перед обращением в суд предъявлять требования продавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу продажи некачественного товара или выполнения работы (услуги).
Разъясняем, что досудебное предъявление требований о защите своих нарушенных прав продавцу (изготовителю, исполнителю) — право потребителя. Естественно, что при этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишает потребителя права заявить иск в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично. |