1. В Управление Роспотребнадзора оп Республике Алтай участились обращения жителей региона на нарушения условий продажи товаров дистанционным способом (через Интернет).
Работа интернет-магазинов регламентируется Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612.
Дистанционный способ приобретения товара регулируется ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, согласно которой договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радио и т.д.).
Договор будет считаться заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, или с момента получения продавцом сообщения о намерении приобрести товар.
Таким образом, прежде чем сделать какой-либо заказ, необходимо уточнить у продавца всю интересующую Вас информацию о товаре. Продавец до заключения договора должен Вам предоставить информацию об основных потребительских свойствах товара, информацию о своем месте нахождения (адресе), об изготовителе (полном фирменном его наименовании) и месте изготовления товара, о цене товара и условиях его приобретения, сроке годности (службы) при его установлении, о порядке оплаты и возврата товара в случае обнаружения в нем недостатка.
На сайте продавца в графе «контакты» или «о компании» должны быть указаны полные сведения о продавце, включая наименование и фактический адрес предприятия. В том случае, если продавец отказывается предоставить вышеназванную информацию, он нарушает ст. 9 Закона о защите прав потребителей и от покупки товара у такого продавца лучше отказаться.
Указанная информация в письменном виде должна предоставляется покупателю в момент доставки товара.
Чтобы не ошибиться с выбором интернет-магазина лучше всего приобретать товар в проверенных крупных компаниях. Сейчас многие популярные сетевые гипермаркеты сложно-технических товаров открывают и активно развивают продажу через интернет-магазины.
Следует учитывать, что продавцов - фирм - однодневок, существующих в виртуальном пространстве, разыскать в целях предъявления претензии по качеству товара либо при нарушении сроков поставки оплаченного товара, практически невозможно.
Также в целях правильного выбора рекомендуем перед покупкой товара ознакомиться с отзывами о работе интернет-магазина.
Сейчас в виртуальной сети действуют так называемые «агрегаторы» (посредники), аккумулирующие через свои площадки (ресурсы) в Интернете заказы потребителей (в некоторых случаях и деньги за эти заказы) на товары и услуги, которых нельзя квалифицировать как продавцов (исполнителей), поскольку они не заключают сделки с гражданами (если посредник заключает договор с потребителем от своего имени или от имени представляемого им лица, то такой посредник имеет иной правовой статус, как правило, агента или представителя). Поэтому в настоящее время они не несут ответственности перед гражданами за свои действия в рамках специальных способов защиты прав потребителей, так как находящиеся вне правового поля законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
В настоящее подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», регулирующий деятельность таких посредников, который находится в стадии обсуждения.
2.Какие права есть у потребителя при приобретении подарочного сертификата?
Как правило, срок действия сертификата ограничен, но встречаются и бессрочные сертификаты.
Подарочный сертификат является офертой (предложением) магазина, акцептировав (приняв) которую потребитель соглашается с условиями его использования, в том числе и со сроком действия. При выдаче сертификата для потребителя и магазина он становиться средством платежа, которое ограничено номиналом, сферой действия (применяется только к договорам розничной купли-продажи), сроком действия.
Сам по себе подарочный сертификат не является товаром, он дает предъявителю право приобрести у продавца товары (работы, услуги) на сумму, указанную в нем.
Использование в качестве средства платежа «подарочного сертификата» (фактически удостоверяющего обязанность торговой организации принять его в оплату товаров по номиналу наравне с денежными средствами) и возможность предъявления потребителем требований о возврате неиспользованной номинальной его стоимости будет напрямую зависеть от характера ранее возникших отношений, основанных на условиях ее передачи покупателю.
На отношения, связанные с реализацией (продажей за деньги) «подарочного сертификата» характер которых обусловлен наличием двух сторон - покупателя и продавца, соответствующего объекта купли-продажи - товара (вещи) и их возмездностью (передаче продавцу денежных средств, равных номиналу «подарочного сертификата»), распространяется в полной мере действие Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В этом случае реализация «подарочного сертификата» покупателям, должна осуществляться с соблюдением требований, установленных законодательством о защите прав потребителей
Таким образом, при не использовании подарочного сертификата или по истечении срока его действия по письменному заявлению держателя сертификата продавец обязан вернуть денежные средства. В противном случае спор будет разрешаться в судебном порядке, т.к. удержание уплаченных за сертификат денежных средств является неосновательным обогащением. |