Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
Спрашивали? Разъясняем! PDF Печать

 

За период с 18 июля 2016г. по 22 июля 2016г в отдел защиты прав потребителей обратилось 22 гражданина по поводу ущемления их прав при оказании услуг и продаже некачественных товаров.

- на бытовые услуги -  8

- на услуги ЖКХ-  4

- на продажу некачественных технически-сложных товаров-  9

- на  возврат авиабилетов-1

Потребителям были даны разъяснения по Закону РФ «О защите прав потребителей» и «Правилам предоставления коммунальных услуг», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.95.2011г. № 354, оказана помощь в оформлении претензий к руководителям предприятий.

Вопрос 1.  Можно ли вернуть «невозвратные» билеты?

Воздушный кодекс РФ разрешает два вида тарифов: возвратные и невозвратные. Невозвратный тариф, очевидно, не предусматривает возможность сдать или обменять билет. Однако, некоторые исключения все же есть.

Пассажир вправе отказаться от полета или проезда в поезде дальнего следования и возвратить авиабилет перевозчику в порядке, предусмотренном законодательством и правилами, установленными перевозчиком ст. 108 ВК РФ).

Для авиаперевозки пассажира и его багажа в пункт назначения между пассажиром и перевозчиком заключается договор воздушной перевозки пассажира путем оплаты авиабилета в соответствии с предусмотренной договором провозной платой. При этом пассажир вправе заключить с перевозчиком договор, предусматривающий условие возврата уплаченной по договору провозной платы в случае его расторжения. Об условиях возврата перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира до заключения договора (п. п. 1, 1.1 ст. 103 ВК РФ).

Таким образом, информацию о том, подлежит ли возврату провозная плата (стоимость авиабилета), или билет является «невозвратным» перевозчик должен предоставить пассажиру до момента оплаты авиабилета,

Если договор воздушной перевозки предусматривает условие о невозврате провозной платы (т.е. приобретен «невозвратный» билет), стоимость авиабилета при расторжении договора не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств (например, аэропортовых сборов) (пп. 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ).

Независимо от наличия или отсутствия в договоре условия невозвратности стоимость авиабилета возвращается в следующих случаях (п. 2 ст. 108 ВК РФ):

1) вынужденный отказ пассажира от перелета в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне (указанный факт должен быть подтвержден медицинскими документами), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс.

Примечание. Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры (п. 3 ст. 108 ВК РФ);

2) вынужденный отказ пассажира от перелета в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

3) отказ пассажира от перелета в связи с задержкой отправления воздушного судна или иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами и влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки.

В случае отказа вернуть деньги за не оказанную услугу в добровольном порядке, потребитель вправе обратится в суд за защитой своих прав (ст. 11 ГК РФ). В соответствии с п.3 той же ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме этого, в соответствии со статьей 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

 

Вопрос 2.   При покупке телефона продавец предлагает мне приобрести страховой полис. Могу ли я отказаться?

Страхование добровольно. В случае навязывания данной услуги Вы имеете право в соответствии со ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» расторгнуть договор.

Страхование мобильных устройств с каждым годом приобретает всё большую популярность.

Уже сегодня страховые компании в нашей стране предлагают различные варианты страховки электронных устройств.

Страховой полис в этом случае будет защищать такие электронные устройства:

  • ноутбук;
  • планшет;
  • мобильный телефон;
  • нетбук;
  • GPS;
  • цифровые плееры;
  • видеоаппаратура;
  • электронные книги;
  • приставки;
  • фотоаппарат;
  • телевизор.

 

При оформлении полиса могут учитываться такие случаи:

  • потеря или кража мобильного устройства;
  • повреждение устройства из-за вмешательства посторонних особ;
  • поломка техники из-за контакта с жидкостью;
  • возможно продление срока гарантии после окончания заводского;
  • страхование техники, купленной в кредит от кражи, грабежа, потопа, пожара

 

Как правило, страховой полис будет действовать на территории Российской Федерации. С представителем  страховой организации выбираете условия страхования и подписываете договор. При заключении договора внимательно его изучите.