30 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон «О теплоснабжении»).
С принятием данного закона, устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, расширилась нормативная правовая база регулирования отношений с участием потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку отдельные нормы Закона «О теплоснабжении» устанавливают права и обязанности потребителей соответствующего энергоресурса - физических лиц, т.е. граждан, приобретающих тепловую энергию или теплоноситель для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом необходимо иметь в виду, что в том случае, когда тепловая энергия (теплоноситель) является коммунальным ресурсом, то в состав предоставляемых гражданам коммунальных услуг входит деятельность исполнителя по горячему водоснабжению и отоплению жилых помещений.
Так, поскольку статьей 15 Закона «О теплоснабжении» устанавливается, что договор теплоснабжения в числе существенных условий должен определять ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, а также за нарушение режима потребления тепловой энергии. Данное условие не должно умалять права потребителей и противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, закрепляющим, среди прочего, ответственность исполнителя коммунальных услуг за нарушение прав потребителей на их качественное предоставление.
Важные положения содержатся в статье 22 Закона «О теплоснабжении», регламентирующей порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, который в любом случае предполагает, что теплоснабжающая организация должна предупредить в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты им задолженности. Законом «О теплоснабжении» особо оговорено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
Кроме того, часть 1 статьи 22 Закона «О теплоснабжении» определяет, что ограничение теплоснабжения должно производиться в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Поскольку в настоящее время самостоятельный (специальный) подзаконный акт на этот счет отсутствует, представляется очевидным, что до его принятия исполнитель услуг по теплоснабжению имеет право приостанавливать или ограничивать только подачу горячей воды в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307.
На дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере ЖКХ направлен и Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации» (далее - Закон № 237-ФЗ), большинство положений которого призвано упорядочить вопросы ценообразования в данной отрасли.
В частности, изменениями, внесенными в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено создание специализированной государственной информационной системы, обеспечивающей сбор и обработку информации о всех тарифах организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг на территории Российской Федерации. При этом закреплено, что федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов определяет перечень и условия предоставления информации по вопросам платы граждан за коммунальные услуги, включая периодичность, способы, сроки и формат ее предоставления, для целей функционирования создаваемой государственной информационной системы.
Все это в совокупности с иными инициативами законодателя должно повысить открытость организаций коммунального комплекса для потребителей, сделать более прозрачной соответствующую систему ценообразования и привести к снижению количества нарушений законодательства в сфере ЖКХ. |