Одной из самых «больных» для покупателей является тема гарантии. В Роспотребнадзор по Республике Алтай регулярно поступают вопросы потребителей: «Какой продолжительности должен быть гарантийный срок для разных товаров», «В каких случаях гарантия может быть сокращена, отменена?», «Что делать, если брак обнаружится после окончания гарантии?»
К сожалению, согласно требований действующего законодательства установление гарантийного срока на изделие не обязанность, а право изготовителя (продавца). При назначении гарантийного срока изготовители (продавцы) товара руководствуются, как правило, обычаями делового оборота. Законодатели исходят из того, что производителей стимулирует конкуренция. Покупатель скорее клюнет на товар того изготовителя, который не побоялся установить гарантийный срок.
Практика показывает, что гарантийный срок составляет на обувь 30 дней, на одежду и аксессуары 14 – 30 дней. На дорогую верхнюю одежду сроки гарантии могут достигать 1 года. Престижные фирмы-изготовители могут устанавливать на свою продукцию гарантийный срок большей продолжительности. Поэтому, покупая вещь, поинтересуйтесь у продавца лишний раз, какой срок гарантии на нее установлен.
Все правила гарантийного срока действуют и во время распродаж. Никаких специальных правил на этот сезон не существует.
Покупая на распродаже вещь, помните о, так называемой, «сезонной гарантии», которая действительна и в данном случае. В законе «О защите прав потребителей» используется термин «сезонный товар» - это товар, который можно использовать только в определенное время года, т.е. сезон. Срок наступления сезона определяется субъектами РФ в зависимости от климатических условий. Гарантия на такие товары начинает действовать только с наступлением сезона. Например, Вы купили зимние сапоги летом, но гарантия начнет действовать только с 1 ноября.
Сроки сезонной гарантии устанавливаются региональными властями Закон Республики Алтай от 03.12.2010 N 62-РЗ "Об установлении сроков наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков, а также сроков службы на сезонные товары на территории Республики Алтай"
В Республики Алтай, за
весенний - с 16 марта по 15 мая;
летний - с 16 мая по 31 августа;
осенний - с 1 сентября по 31 октября;
зимний - с 1 ноября по 15 марта.
Кош-Агачский район" и "Улаганский район" местностей, приравненных к районам Крайнего Севера:
весенний - с 1 апреля по 31 мая;
летний - с 1 июня по 15 августа;
осенний - с 16 августа по 15 октября;
зимний - с 16 октября по 31 марта.
В статье 19 Закона «О защите прав потребителей» говорится, что в том случае, если гарантия на товар составляет менее двух лет, то потребитель при обнаружении дефекта может предъявить свои претензии продавцу в разумный срок, но не позднее двух лет. При этом ему самому придется доказать, что товар имеет брак по вине изготовителя (продавца), т.е. провести экспертизу за свой счет, а в случае своей правоты эти деньги можно в дальнейшем взыскать с продавца или производителя. Эта статья относится и к товарам, купленным на распродажах и акциях.
Действительна в период скидок и статья 25 Закона «О защите прав потребителей» потребитель, в случае приобретения товара надлежащего качества, покупатель имеет право обменять товар у продавца, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо комплектации. Такой обмен можно производить в течение 14 дней с момента покупки при сохранности чека и неиспользовании товара.
Под аналогичным товаром понимается товар такой же модели или фасона. Если нужного размера или фасона у продавца не оказалось, потребитель вправе расторгнуть договор или может дожидаться поступления нужного товара. Помимо указанного закона сослаться можно на Постановление № 55 от 19.01.98 г., в котором указано, что потребитель вправе обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу.
Если Вам предлагают купить вещи со скидкой в связи с ликвидации магазина, то к такому пополнению гардероба нужно отнестись с осторожностью, ведь товар, купленный на распродаже, дает Вам те же права, что и при любой другой покупке. Представьте себе, что Вы купили товар, а магазин закрыли. Это значит, что пропал ответчик и выполнять гарантии по товару некому. В подобной ситуации Вы имеете право предъявить претензии не только продавцу, но и поставщику, и производителю. Сведения о всех этих трех субъектах рынка должны быть указаны на товаре, либо на документации, либо на ярлыке: изготовитель (его адрес), поставщик, продавец.
Будьте внимательны, когда покупаете на распродажах парфюмерию и косметику. Эти товары не подлежат обмену, а по Закону, даже если до окончания срока годности осталось всего несколько дней, до истечения срока годности товар можно реализовывать. Обнаружив дома, что срок годности крема закончился, вы ничего не сможете поделать. А вот если вы увидите, что косметические или парфюмерные товары с истекшим сроком реализации продаются со скидкой, смело сообщайте об этом в Роспотребнадзор. Таких продавцов нужно наказывать, потому что они покушаются на безопасность покупателей.
По всем вопросам защиты прав потребителей со специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай можно проконсультироваться по телефону: (38822)64241 по будням с 9-00 до 18-00. |