Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
Работа коллекторов. Как все устроено и как им противостоять… PDF Печать

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обращаются  потребители с просьбой разъяснить законность деятельности коллекторских агентств. В связи с большим количеством вопросов по данной теме, предлагаем потребителям ознакомиться с правовыми основами деятельности коллекторов.

На сегодня закон о коллекторской деятельности еще не принят, взыскатели работают согласно общегражданскому законодательству,  то есть как посредники и переговорщики. 
Поскольку с 01 июля 2014 года  вступил в силу  специальный закон  "О потребительском кредите (займе) "  которым четко регламентированы права и полномочия  коллекторов и служб взыскания Банка, Коллекторы  должны работать в четком соответствии этим нормам, а также согласно общегражданскому законодательству (глава 24 ГК РФ), то есть как посредники и переговорщики.

Обязанности коллекторов:

1. Специалисты коллекторских  агентств  должны беспокоить должников только по рабочим дням и в дневное время суток — с 6 часов утра до 10 часов вечера (ст. 96 ТК РФ; ст. 35 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

2. Соблюдать Уголовный и Гражданский кодексы, которые запрещают оскорблять должника, угрожать ему или распространять клевету. 
3. На коллекторов действуют специальные ограничения. Например, для уступки прав требования по кредиту  в пользу коллекторов в тексте Кредитного договора  должны быть прописаны  соответствующие  условия, без которых уступка прав является не действительной.

Для работы  коллекторов с персональными данными должника  нужно его письменное  согласие, которое, кстати может быть в любой момент отозвано Должником.

Если грамотно и вовремя проведена работа по отзыву и запрету  на обработку персональных данных, то ситуация  может кардинально поменяться, и теперь не банк  будет требовать с Вас  долг по кредиту, а наоборот, у  Должника возникает право потребовать (и реально получить в судебном порядке)  компенсацию морального вреда  в связи с незаконным  использованием его персональных данных со стороны  третьих лиц (коллекторов).

4. Меры воздействия  на должника  весьма ограничены  законом, и расширительному толкованию не подлежат.   Среди законных способов взаимодействия с  Должником Закон допускает  только личную беседу, телефонные переговоры, СМС и письма информационного содержания.

К сожалению, большинство граждан не знают в необходимой мере законы, свои права, а также ограничение  прав  и методов работы  Кредиторов,  чем и пользуются коллекторы.

Между тем, основным  и практически единственным, широко используемым  на практике методом работы коллекторов является «прозванивание»  должника с требованием выплатить долг.

На специальных тренингах коллекторов обучают, как оказать по телефону максимальное давление на собеседника. Те, кому приходилось разговаривать с ними по телефону, подтвердят, что такие беседы всегда оставляют неприятный осадок.

Очень часто коллекторы угрожают привлечением должника к уголовной ответственности на основании статьи 177 УК РФ «Злостное уклонение от оплаты кредиторской задолженности».

В Уголовном кодексе существует статья 159  «Мошенничество в сфере Кредитования», которую коллекторы тоже нередко угрожают применить к должнику. Но тут есть одна тонкость: если должник хотя бы пару раз  внес платеж в банк (либо другому кредитору),  и при этом не предоставлял в банк фальшивые (подложные) документы, такие как справку 2 НДФЛ, фальшивый паспорт или фальшивую трудовую книжку), данная статья к нему неприменима по причине отсутствия умысла на хищение денежных средств и иных квалифицирующих  признаков.

Поэтому не стоит теряться при разговоре с коллектором: люди, которые работают в коллекторских агентствах, часто и сами толком не знают законов и пасуют перед компетентными должниками, которые знают свои права и могут грамотно и по существу возразить.

С учетом изложенного, можно предложить следующий алгоритм действий в рамках взаимоотношений с коллекторами.

1.    Должник имеет право удостовериться, что ему действительно звонит сотрудник коллекторского агентства. У коллектора необходимо узнать полное наименование агентства, его фамилию и имя, а так же на каком основании агентство работает с банком (другим кредитором). Это прямо прописано в ст.15  Закона  о потребительском  Кредите.

Не лишним будет уточнить, не изменились ли реквизиты для погашения задолженности по кредиту. Узнать информацию об агентстве и сотруднике нужно для того, чтобы знать, на кого, при необходимости, подавать жалобу.

2. Нужно точно выяснить сумму задолженности, и правильно ли она рассчитана. Для этого должнику необходимо запросить в банке (у другого кредитора) документы, подтверждающие размер задолженности. При отказе предоставить эти сведения можно просто положить трубку. Желательно также иметь телефон с определителем номера и фиксировать даты звонков. Разговор стоит записывать на диктофон и сообщать об этом звонящему, это заставит его быть более вежливым, а нам даст определенную доказательную базу  для целей привлечения Коллектора к  административной  ответственности.

3.    Если коллектор приходит к должнику домой, то последний имеет право не общаться с ним. Законодательство охраняет неприкосновенность жилища, и коллекторы не имеют полномочий даже переступить порог дома без разрешения хозяина.

4.    Главное при общении с коллектором сохранять спокойствие, выдержку, уверенность. Лица работающие в коллекторских агентствах, зачастую тонко чувствуют неуверенность и страх должника.

5.   Очень важно понимать, коллекторские агентства – это коммерческие организации, которые ограничены в своих действиях исключительно рамками гражданского законодательства, т.е. они не вправе осуществлять изъятие имущества, входить без согласия должника в помещения, совершать иные действия направленные на ограничение его прав. Они несут за свои действия гражданскую и уголовную ответственность.

В случае визита коллекторов на квартиру их можно просто не пускать. Попытки вскрыть или выбить дверь, тому подобные действия — уголовное правонарушение. Нужно набирать «02» и вызывать милицию, а все угрозы записывать на диктофон.
Помните: перед вами — представители коммерческой организации, действия которых ограничены рамками гражданского законодательства. Они не вправе входить без разрешения в дом или офис, изымать имущество и совершать иные, направленные на ограничение прав должников действия. Защищайте свои права, но не забывайте и выполнять обязательства».
На нерадивого коллектора можно пожаловаться,  оставив заявление на   сайте Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств        www.napca.ru