Законодательно закреплен перечень договорных условий, ущемляющих права потребителей Печать

Роспотребнадзор напоминает: с 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения, которые внесены в статью 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (Федеральный закон от 01.05.2022№ 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Теперь наряду с общим запретом на включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, а также запретом навязывать потребителю дополнительные товары (работы, услуги) в этой статье сформулирован конкретный перечень наиболее типичных недопустимых договорных условий. Данный перечень является открытым: ничтожными признаются и любые другие условия, противоречащие законодательству о защите прав потребителей.

В числе недопустимых названы, в частности, условия, предоставляющие контрагенту потребителя не предусмотренное законом право на односторонний отказ от договора или его изменение; устанавливающие для потребителя штрафные санкции или другие ограничения, которые препятствуют реализации права на односторонний отказ от договора; исключающие или ограничивающие ответственность продавца (исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательства; ограничивающие потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав.

В случае предъявления потребителем требования об исключении из договора недопустимых условий контрагент будет обязан рассмотреть его в течение 10 дней. В такой же срок должно быть выполнено требование потребителя о возмещении убытков, причиненных включением в договор подобных условий.

Закон также запрещает продавцам (исполнителям, владельцам агрегаторов) отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, когда такие данные должны быть предоставлены в соответствии с законодательством или необходимы для исполнения договора. Эта норма призвана ограничить практику сбора избыточного объема персональных данных потребителей.