Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
Финансовая грамотность. Условия кредитного договора, ущемляющие права потребителей PDF Печать

Потребительский кредит предоставляется на потребительские цели, а именно на оплату товаров, услуг или схожие нужды.

Возникающие правоотношения между банком и потребителем по кредитным обязательствам, регулируются основными нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 21.12.2013 г. № 353 «О потребительском кредите (займе)» и Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Условия кредитного договора, заключенного между кредитной организацией и потребителем, должны соответствовать законодательству Российской Федерации не ущемлять права потребителя.

Согласно п. 1 ст. 16 Закон о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению в полном объеме.

Кроме того, п. 6 ст. 24 Закон о защите прав потребителей в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).

Пунктами, ущемляющими права потребителя, в кредитном договоре являются следующие условия:

1.Комиссии за предоставление кредита, за расчетно-кассовое обслуживание, за открытие и ведение ссудного счета;

2.Одностороннее изменение процентной ставки по кредитному договору;

3.Списание денежных средств, находящихся на других счетах в банке, без согласия потребителя (без акцептного порядка списания денежных средств);

4.Навязывание банками услуг по страхованию жизни и здоровья, предоставляемых определенным Страховщиком;

5.Наложение на потребителя обязанности страховать предмет залога по кредиту у конкретного или согласованного с банком страховщика;

6.Запрет или ограничение досрочного погашения кредита;

7.Ограничение кредитным договором, заключенным между заемщиком - физическим лицом и Банком, подсудности разрешения спора.

8.О дополнительном взыскании денежных средств (неустойка, комиссия) за досрочное погашение кредита.

9.Отсутствие информации в кредитном договоре о полной сумме, подлежащей выплате (график платежей).

10.Установление в кредитном договоре неустойки за нарушение банком сроков перечисления кредита в меньшем размере, что предусмотрено п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

11.Наличие штрафа за отказ заемщика от получения кредита.

В случае если Вы столкнулись с указанными нарушениями (условиями кредитного договора, ущемляющими права потребителя) до заключения договора, то Вы вправе предложить внести изменения в предлагаемую форму договора (заявления-оферты).

Если же договор уже заключен, то Вы вправе в досудебном порядке требовать исключения из кредитного договора условий, ущемляющих права потребителя, а также требовать возмещения убытков, связанных с исполнением указанного условия (оплата комиссии, убытков по личному страхованию и т.д.).

Данные требования должны быть предъявлены в письменной форме путем подачи претензии в банк. Претензия составляется в двух экземплярах. Один экземпляр претензии вручается представителю банка под роспись, на втором экземпляре сотрудник организации ставит пометки о получении (с указанием фамилии и должности, отметок о дате вручения, и заверение печатью организации), который остается у потребителя. Если это сделать невозможно, один экземпляр претензии направляется на юридический адрес организации по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и, желательно, с описью вложения.

Если требования не будут удовлетворены, то потребитель вправе обратиться в суд для разрешения спора.

Для получения консультации   по вопросам защиты прав потребителей, Вы можете обратиться к специалистам Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай по адресу:  г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173, тел. 6-42-41.