Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
О правах потребителя при дистанционном способе продажи товаров PDF Печать

Все большую популярность среди населения  набирает продажа товаров дистанционным способом.  Это и не удивительно, ведь дистанционная торговля является удобной и выгодной, зачастую товары, приобретаемые дистанционно без непосредственного ознакомления, имеют меньшую цену, чем аналогичные товары в стационарной торговой точке.  Покупатель имеет возможность не спеша выбрать необходимую вещь,  рассматривая фотоснимки и изучая описания товаров в каталогах, буклетах, не выходя из дома.

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступают обращения граждан   на нарушение  прав потребителей при покупке товаров дистанционным способом.

Специалисты Управления сообщают, что   дистанционный способ продажи товаров регламентируется законодательством РФ, а именно - статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и «Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463.

Продавец обязан до заключения договора довести до покупателя информацию:

-  о потребительских свойствах товара;

-  о своем полном наименовании и адресе (местонахождении);

-  о месте производства товара и наименовании изготовителя;

-  об условиях покупки (оферте);

-  об условиях приобретения, цене, доставке и порядке оплаты товара;

-  о гарантийном сроке на товар;

-  о форме и способах направления претензий;

-  о периоде, в который действительно предложение о заключении договора.

В момент доставки товара потребителю должна быть предоставлена письменная информация о данном товаре, а также информация о том, как и в какие сроки, товар можно вернуть.

Если при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца и его адрес, а указаны только контактные телефоны или номер абонентского ящика, то стоит воздержаться от покупки, т.к. в этом случае будет сложно предъявить претензию в случае выявления недостатков в товаре.

Согласно «Правилам продажи товаров при дистанционном способе продажи по договору розничной купли-продажи», договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить  договор розничной купли-продажи.

Потребитель вправе отказаться от товара:

- в любое время до его передачи;

- после передачи товара - в течение 7 дней;

- в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид; потребительские свойства; документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.          В Законе РФ «О защите прав потребителей» оговаривается, что отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определённые свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращённого товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Необходимо отметить, что не все товары можно продавать дистанционным методом: не допускается дистанционная продажа алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (контрафактные товары; наркотические вещества).

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Покупатель  вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.

Расходы  на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в  соответствии с договором  розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец.

В статье 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определены следующие гарантии для потребителей.

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.

В случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара, то потребитель вправе потребовать:

•          уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара;

•          передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

•          возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

В случае нарушения права потребителя на получение оплаченного товара целесообразно направить продавцу претензию со ссылкой на указанные выше нормы.

Согласно п.19, п.21 Правил № 2463 информация о форме и способах направления претензий должна быть размещена на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет». В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом (п.21 Правил № 2463).

В случае необоснованного отказа продавца от удовлетворения требования, и при невозможности урегулировать разногласия в досудебном порядке, возникший имущественный спор в соответствии со ст. 11 ГК РФ потребитель вправе разрешить в судебном порядке.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ № 2300-1 иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца.

Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Уважаемые потребители при совершении покупок дистанционным способом -    будьте внимательны и бдительны. В случае, возникновения каких – либо проблем можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173, либо по телефону (838822)64241.