Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
Об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг PDF Печать

Специалисты Роспотребнадзора совместно с экспертами проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработали памятку для потребителей «финансовая киберграмотность и борьба с мошенничеством», которой содержатся рекомендации, как снизить онлайн-риски.

Пандемия коронавируса ускорила переход потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг.

Кредитование:

  • навязывание ненужного кредита / займа при продаже товара или услуги;
  • предоставление неполной информации о кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора;
  • скрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»;
  • займы, взятые посторонним на ваше имя;
  • «порча» кредитной истории: финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве;
  • отказ в реструктуризации кредита на заявленных условиях;
  • Ø недобросовестные кредитные брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
  • псевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение.

Страхование:

  • включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения;
  • блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
  • невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя;
  • продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом депозита;
  • занижение суммы страховой выплаты.

Инвестирование:

  • предложение сложных продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков;
  • сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности;
  • некачественные консультации, в т.ч. данные роботом-советником («робоэдвайзинг);
  • «автоследование» (автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»;
  • возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.

Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках.