При выборе автосервиса Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай рекомендует следовать следующим простым правилам.
В первую очередь следует обратить внимание на информацию об исполнителе. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», если исполнителем является юридическое лицо, то на вывеске организации размещается информация о фирменном наименовании юридического лица и месте его нахождения. Если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то он в наглядной и доступной форме доводит информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Кроме того, в автосервисе должна присутствовать информация о режиме его работы.
Отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их составных частей, регулируются Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001г. № 290.
Исполнитель до заключения договора обязан довести до сведения потребителя:
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания;
- наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы);
- сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям;
- цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты;
- гарантийные сроки, если они установлены;
- сведения о сроках выполнения заказов;
- указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (работы).
- Также потребитель вправе ознакомиться с образцами договоров, заказов-нарядов, квитанций и прочих документов, связанных с оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
Согласно вышеуказанным Правилам договор в обязательном порядке заключается в письменной форме (обычно в виде заказа-наряда) и должен содержать существенные условия. Исполнитель заключает договор на ремонт автотранспортного средства только при наличии у потребителя документа, удостоверяющего личность, а также документов, подтверждающих право собственности на автотранспортное средство. Если же потребитель не является собственником автотранспортного средства, то он предъявляет доверенность, подтверждающую право на эксплуатацию автомобиля.
По соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг.
Если ремонт не может быть осуществлен в присутствии потребителя и он оставляет автотранспортное средство у исполнителя, то в обязательном порядке составляется приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность автомобиля и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя (при наличии печати).
Исполнитель выполняет только те работы по ремонту автомобиля, которые согласованы с потребителем и указаны в договоре. Оказывать дополнительные услуги, не согласованные с потребителем, и требовать их оплаты исполнитель не вправе.
Исполнитель обязан оказать услуги (выполнить работы) в сроки, указанные в договоре.
При выдаче автотранспортного средства из ремонта необходимо проверить с участием исполнителя комплектность автомобиля, его внешний вид, технические характеристики, объем и качество выполненных работ. По окончанию осмотра стороны подписывают приемосдаточный акт.
Права потребителя при обнаружении недостатков выполненных работ установлены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:
а) безвозмездного устранения недостатков;
б) соответствующего уменьшения установленной за работу цены;
в) безвозмездного повторного выполнения работы;
г) возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.
В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребителя, потребитель вправе требовать от исполнителя выплаты неустойки, размер которой определяется Законом в соответствии с предъявляемым требованием.
В случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке, спор будет решаться в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 11 ГК РФ защита нарушенных прав или оспоренных гражданских (имущественных) прав осуществляется судом.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай разъясняет также, что в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 47 ГПК РФ Роспотребнадзор (его территориальные органы), как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области защиты прав потребителей, может быть привлечен судом к участию в деле по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай: 8(38822)6-4241. |