Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
Об особенностях расторжения договора личного страхования при заключении кредитного договора с потребителями PDF Печать

Как показывает практика, нередко, одним из требований банка при подписании кредитного договора является заключение заемщиком договора личного страхования.

Страхование – самостоятельная услуга. Поэтому, прежде чем подписывать документы в банке, потенциальному заемщику необходимо изучить условия кредитного договора, условия договора страхования. Внимательно прочитайте условия договора в спокойной обстановке, например, дома. Поскольку кредитная организация не осуществляет страховую деятельность в силу ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», то страховщик – всегда другое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.

В большинстве случаев, договор личного страхования заключается со страховщиком, как правило, на основании письменного заявления гражданина. Указанное обстоятельство подтверждается и судебной практикой. В суде кредитные организации в качестве письменного доказательства, подтверждающего факт заключения договора в соответствии с законодательством, предъявляют заявление на заключение договора страхования, оформленное и подписанное заемщиком собственноручно.

Прежде чем подписать документы, которые предоставляет Вам специалист кредитного отдела Банка, необходимо убедиться, что сумма кредита, подлежащая выдаче наличными деньгами, соответствует заявленной Вами. Внимательно ознакомьтесь с графиком платежей по кредиту. Если же Вы желаете на период действия кредитного договора застраховать жизнь и здоровье и условия Вас устраивают, то смело можете подписывать договор страхования.

Минимальные (стандартные) требования распространяются на следующие виды страхования:

  • страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
  • страхование жизни с условием периодических страховых выплат и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;
  • страхование от несчастных случаев и болезней;
  • медицинское страхование;
  • страхование средств наземного транспорта (кроме железнодорожного);
  • имущественное страхование (кроме страхования транспортных средств);
  • страхование ГО (государственной ответственности) владельцев транспортных средств;
  • страхование ГО средств водного транспорта;
  • страхование ГО за причинение вреда 3-м лицам;
  • страхование финансовых рисков.

С 1 января 2018 года Центральный банк увеличил так называемый «период охлаждения», в течение которого потребитель вправе отказаться от страховки без потери в деньгах. Так, согласно внесенным изменениям в Указание Банка России от 20.11.2015 N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», срок, в течение которого можно отказаться от добровольного страхования в настоящее время составляет 14 (четырнадцать) календарных дней со дня заключения договора с клиентом - физическим лицом независимо от момента уплаты страховой премии.

В случае, если договор страхования (полис) уже подписан, и Вы решили отказаться, необходимо обратиться в адрес страховой организации и Банка с заявлением об отказе от договора страхования. Заявления необходимо вручить под входящий номер или отправить почтой с уведомлением о вручении.

При отказе в удовлетворении требований потребителя в добровольном (претензионном) порядке за защитой своих прав необходимо обращаться в суд.