Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
Расторжение договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным и автомобильным транспортом PDF Печать

В преддверии Новогодних каникул многие жители Республики уже приобрели билеты для поездки по России железнодорожным либо автомобильным транспортом. Однако бывают обстоятельства, когда путешествие приходится отменить по каким либо причинам, например болезнь. В связи с эти разъясним потребителям их права и обязанности по возврату денег при отказе от поездки на поезде или автобусе.

При перевозке железнодорожным транспортом пассажир вправе в любой момент до отправления поезда дальнего следования вернуть билет. При этом размер возвращаемой пассажиру провозной платы зависит от количества часов, оставшихся до момента отправления поезда. Кроме того, при проезде в поездах дальнего следования пассажир имеет право получить обратно полную стоимость проезда за непроследованное расстояние в случае отмены или задержки отправления поезда до отправления поезда, а также при прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом в движении поездов (ст. 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее УЖТ)).

Если пассажир опоздал на поезд, он имеет право независимо от причин опоздания в течение 12 часов с момента отправления поезда возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты либо отказаться от поездки и получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. Пассажир, опоздавший на поезд вследствие болезни или несчастного случая, может воспользоваться теми же правами в течение 5 суток с момента отправления поезда, на который приобретен билет (ст. 83 УЖТ, пп. "м" п. 13 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, п. 42 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473).

При перевозках автомобильном транспортом в междугородном сообщении пассажир вправе получить обратно полную стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в случаях:

- отмены отправления транспортного средства;

- задержки отправления транспортного средства более чем на час;

- предоставления пассажиру места в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том транспортном средстве, на проезд в котором пассажиру продан билет;

- непредоставления пассажиру указанного в билете места (п. 4 ч. 1 ст. 23 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее УАТ)).

За вычетом 25% пассажир имеет право получить сумму, уплаченную за проезд, перевозку багажа, провоз ручной клади, в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая.

За вычетом 5% проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пассажир вправе получить указанную стоимость в случае возврата билета в кассу не позднее чем за два часа до отправления транспортного средства, а за вычетом 15% - при возврате билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства.

Если перевозка пассажира до пункта его назначения не может быть продолжена по причинам, не зависящим от перевозчика, пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию (п.п. 1 - 3 ч. 1 ст. 23 УАТ, см. также п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26).

Возврат денег производится в пункте продажи билетов, в котором пассажир приобрел билет, а также в иных пунктах продажи билетов, указанных перевозчиком (п. 79 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112). Следует обратить внимание, что это правило распространяется и на городской и пригородный транспорт, в котором продажа билетов осуществляется кондукторами или водителями (п. 49 Правил). Перевозчик не вправе устанавливать порядок возврата платы за проезд в таком транспорте, предусматривающий возможность ее возврата только в месте, которое не являлось пунктом продажи билетов, и лишающий пассажира возможности получить обратно стоимость проезда непосредственно по месту продажи билета, то есть в самом транспортном средстве (постановление Седьмого ААС от 21.08.2013 № 07АП-6471/13).

Возврат стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади может быть осуществлен не позднее чем в течение 10 дней с момента предъявления перевозчику соответствующего требования пассажира (ч. 2 ст. 23 УАТ).

Перевозчик не вправе обуславливать возврат провозной платы взиманием сборов, которые не предусмотрены законодательством. За включение в договор условия о взимании с пассажира таких платежей, поскольку оно нарушает права потребителя, перевозчик и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21.07.2015 по делу № 33-4918/2015).

Договор перевозки расторгается в одностороннем порядке, если пассажир отказывается от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии с установленными требованиями (п.п. 1, 12 ст. 12.2Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности").

Уважаемые потребители! Напоминаем, что проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай вы можете по будням с 9-00 до 18-00 по телефону: (38822)64241. Специалисты Управления Роспотребнадзора готовы оказать вам практическую помощь в решении вопросов по защите нарушенных потребительских прав.