Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Санитарный надзор / Пресс-релизы /
 
Как избежать развития близорукости у ученика PDF Печать

Близорукость – одно из наиболее распространенных нарушений нормального зрительного восприятия. При нормальном зрении параллельные лучи света, отражающиеся от рассматриваемого предмета, после их преломления в глазу соединяются в фокус в какой-либо точке на сетчатой оболочке глаза. При близорукости же фокус преломления отраженных от предмета лучей находится несколько впереди от сетчатой оболочки - отсюда возникает расплывчатость изображения. Как правило, все дети рождаются дальнозоркими. Близорукость начинает развиваться позже, чаще всего в школьные годы. Близорукость, выявленную у детей школьного возраста, называют школьной. Ее развитию могут способствовать некоторые анатомические особенности глаза и глазницы, имеют известное значение и наследственные факторы. Но основной причиной возникновения школьной близорукости у детей все же оказываются, чаще всего, ненормальные условия, в которых «работает» глаз ребенка, несоблюдение правил гигиены зрения при домашних и школьных занятиях.

Основными отрицательными факторами в развитии близорукости являются:

- недостаточная освещенность в школе и дома при зрительной работе;

- низкое качество печатных изданий;

- несоответствие школьной мебели росту ребёнка;

- неправильная осанка во время занятий;

- нерациональный режим дня ребенка;

- отсутствие зрительных пауз во время учебного процесса;

- нерегулярные занятия физкультурой;

- избыточное времяпровождение у телевизора и компьютера;

- чрезмерная загруженность детей дополнительным образованием.

Взрослым следует объяснить ребенку, что при чтении или письме книгу или тетрадь не надо излишне приближать к глазам – они должны находиться на расстоянии 33 – 35 см от глаз. В школе этому способствует правильно подобранная парта. Детей с пониженным зрением следует усаживать за передние парты, находящиеся у окна. Учащимся с корригированной остротой зрения можно сидеть за 2-3 партой. Дома рабочее место школьника также должно быть оборудовано по росту. Существуют специальные парты для домашних занятий; если же такой парты нет, то надо подобрать соответствующего размера подставки на стул и под ноги ребенка. Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, а также в транспорте. В положении лежа, как правило, не достигается правильная освещенность объекта, а при лежании на боку, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, и это приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим при этом дискомфортом. Чрезвычайно существенным в профилактике школьной близорукости является достаточное естественное и искусственное освещение при занятиях, связанных с напряжением зрения. В школе освещение, как правило, соответствует гигиеническим требованиям. Дома же рабочее место школьнику иногда выбирают, не учитывая эти требования. Каковы же они?

Стол для приготовления уроков лучше всего поставить ближе к окну; готовить домашние задания желательно днем, то есть при естественном освещении. Если школьнику приходится заниматься вечером, то на его рабочем столе, слева обязательно должна быть настольная лампа (40 – 60 вт), и непременно с абажуром, чтобы прямой свет не бил в глаза. Освещение в комнате не должно быть контрастным – даже при включенной настольной лампе необходимо оставлять и верхний свет.

Правильный режим дня и рациональная организация занятий в детских коллективах и дома имеют колоссальное значение для сохранения здоровья детей, в том числе и их зрения. Расписание учебных занятий следует составлять так, чтобы чередовался характер деятельности. После каждого занятия, требующего сосредоточения внимания, необходимо устраивать физкультурные или музыкальные паузы, включающие в себя движения.

Между занятиями рекомендуется проводить упражнения для расслабления аккомодации. Приготовление домашних заданий тотчас после школы усугубляет усталость глаз, накопившуюся после занятий в школе. Продолжительность учебных занятий дома для первоклассников не должна превышать 1 часа, для учеников 2-3 классов – 1,5-2 часа. Если у ребенка хорошее зрение, необходимо делать перерыв в занятиях каждые 40 мин, при слабой близорукости - каждые 30 мин, средней и высокой – 10-15 мин.

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра ТВ не должна превышать 30-40 мин в день. В более старшем возрасте можно разрешить смотреть телевизор до 1,5-3 часов в день, но непрерывно не более 1 часа, независимо от типа телевизора. Степень зрительного напряжения зависит также от условий просмотра. Необходимо, чтобы комната была освещена, ребенок должен находиться на расстоянии 3-5 метров, при этом сидеть необходимо прямо перед экраном.

Зрительное утомление при работе за компьютером вызывается особенностями устройства монитора. Изображение на экране является самосветящимся, тогда как печатный текст воспринимается в отраженном свете, яркость изображения на экране колеблется с высокой частотой (мерцание). Детям до 3-х лет не разрешается пользоваться компьютером – это для них слишком большая эмоциональная и зрительная нагрузка. Детям 3-7 лет могут находиться у экрана не более 15 мин в день, в 1-м классе не более 20 мин, 2-5 классе – 25 мин, в старших классах не более 30 мин подряд.

Чтобы исправить развившуюся близорукость чаще всего приходится прибегать к коррекции (исправлению) зрения с помощью очков. Пользоваться очками нужно, строго руководствуясь указаниями врача. Ношение очков если и не всегда предупреждает дальнейшее развитие близорукости, то, во всяком случае, снижает интенсивность ее нарастания.

Нужно регулярно проверять зрение ребенка у врача; ведь оно может меняться, и очки, которые ему выписаны, могут потребовать замены. И разумеется, в доме, где есть близорукий ребенок, соблюдение тех гигиенических норм, о которых говорилось, должно быть вдвойне строгим. Это в значительной мере поможет исправить близорукость у ребенка.