О деятельности специалистов Роспотребнадзора по Республике Алтай в области защиты прав потребителей Печать

За   9 месяцев  года  специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в сфере защиты прав потребителей проведено  242 внеплановых проверки по обращениям потребителей и по приказу Роспотребнадзора. В основном проверялись     субъекты, оказывающие услуги: торговля, общественное питание, платные медицинские услуги,  образовательные, гостиничные услуги, ЖКХ, бытовые услуги, транспортные услуги. В 238 субъектах выявлены нарушения, составлено 252 протокола вынесены 246 постановлений о привлечении виновных к административной ответственности на сумму 1,344 тыс.рублей, 6 протоколов передано в суд. Наиболее распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверок: реализация продукции ненадлежащего качества, обсчет потребителей, предоставление услуг ненадлежащего качества, не предоставление информации о товаре, нарушение правил общественного питания.

За 9  месяцев 2018 году в Управление  Роспотребнадзора по Республике Алтай и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»    поступило  2316 обращений на нарушение прав потребителей. По результатам рассмотрения обращений заявителям даны разъяснения законодательства и алгоритма действий, в том числе, в случае защиты их нарушенных прав в суде. Почти треть обращений переадресована по подведомственности в другие органы, 12% обращений послужили основанием для проведения проверок и административных расследований. Наибольшее количество нареканий потребителей (48%) касалось сферы розничной торговли, оказания жилищно-коммунальных (12%), финансовых услуг (9%), услуг связи (5%).

Основную массу  обращений составляют  обращения по телефону «горячей линии», в общественную приемную Управления, в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай», количество которых ежегодно растет. Следует отметить, что в 1,5 тысячах случаев потребителям была оказана помощь в составлении претензий в адрес хозяйствующих субъектов, что позволило урегулировать имущественные споры в досудебном порядке и возместить обратившимся денежные средства в сумме 2 млн. рублей.

Продолжена работа по судебной защите прав потребителей. Специалистами Роспотребнадзора оформлено 20 исковых заявлений, судами рассмотрено   16 заявлений, по исковым заявлениям в пользу потребителей присуждены  денежные средства в размере 515105.02 рублей, штраф в пользу потребителей в размере 125982 рублей, моральный вред в размере 88500 рублей и неустойка в размере 102633,44 рублей.

В 2018 году специалисты Управления приняли участие  в  22 судебных  процессах,  где   даны 22 заключения о наличии нарушений законодательства. В результате участия представителей Роспотребнадзора  в судебной защите прав граждан в   пользу потребителей  присуждены денежные средства в сумме  520,8  тыс. рублей. В защиту неопределенного круга потребителей подано 6 исков,   5 их которых рассмотрены в пользу потребителей.

Так, о  Осенью 2017 года Управление Роспотребнадзора по РА по жалобе  жителей с. Майма провело  проверку ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго», в ходе которой  выявлены значительные нарушения прав потребителей, а именно неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты полученной коммунальной услуги путем наличных расчетов без взимания комиссии. За выявленные нарушения юридическое лицо было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей.

В марте 2018 года  действия ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго», выразившиеся в неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты за предоставленные коммунальные услуги по выбору потребителей путем внесения денежных средств, в том числе наличных без комиссии, Горно-Алтайским городским судом признаны противоправными.

В течение  первого квартала текущего года нарушитель устранил выявленные в ходе проверки недостатки, обеспечив возможность взимания платы без комиссии наличными денежными средствами путем установки контрольно-кассовой техники.

Имеющееся судебное решение позволяет уже конкретному гражданину обратиться в суд и потребовать, как возмещения имущественного вреда (незаконно взысканной комиссии за оплату коммунальных услуг за все предыдущие периоды), так и возмещения  морального вреда. При этом отпадет необходимость доказывания факта нарушения прав потребителя, т.к.  принятое судом  решение имеет обязательное значение для судов, рассматривающих иски в защиту прав конкретного потребителя.

Гражданка С. обратилась к изготовителю АО «Индезит Интерншил», о  том. что в течение гарантийного срока в холодильнике проявился недостаток, после ремонта недостатки не были устранены. В претензионном порядке требования потребителя на расторжение договора купли- продажи не были удовлетворены, потребитель вынужден был  обратиться в суд, а специалисты Роспотребнадзора по Республике Алтай оказали потребителю содействие.

Суд удовлетворил требования потребителя на сумму 106 633руб .20, из них стоимость холодильника 26 760 руб. Неустойку 34 252 руб.80, моральный вред 2000 руб, штраф в пользу потребителя 31506 руб40 коп, убытки 12.114 руб.

Гражданка М. обратилась к ПАО «Вымпелком» о расторжении договора купли-продажи некачественного телефона. В претензионном порядке требования потребителя не были удовлетворены. Стоимость телефона составила 23тыс.руб. При обращении  в суд требования потребителя удовлетворены на сумму 76420руб ( материальные требования 23.0 тыс.руб., неустойка 23,0 тыс. руб., моральный вред 2500 руб., штраф в пользу потребителя 24, 340 тыс.руб.

Специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай систематически проводятся профилактические мероприятия по предупреждению, пресечению нарушений на потребительским рынке во взаимодействии с администрациями районов, общественными организациями. Только за 9 месяцев специалистами Управления проведено 29 рейдовых мероприятий, в том числе по придорожному сервису, по транспортным услугам, по предприятиям торговли и общественного питания, по гостиничным услугам, по ярмаркам в Майминском, Чойском, Чемальском районах и г. Горно-Алтайске. Проводимые рейды дают положительные результаты, дают возможность пресечь и предотвратить нарушения на объектах.

В течение туристического сезона в целях предупреждения прав потребителей туристических услуг организована работа  выездных общественных приемных на 18 туристических объектах  Майминского и Чемальского районов. Туристам раздавались памятки туриста, брошюры по вопросам защиты прав потребителей и памятки по профилактике клещевых инфекций.

Специалисты отдела защиты прав потребителей также приняли активное участие  в Дне финансовой грамотности для потребителей, потребителям была оказана консультационная помощь, розданы буклеты, памятки по вопросам правил оказания финансовых услуг.

Одной из важных задач Управления является деятельность по информированию населения через телевидение, радио, СМИ. В ежедневной режиме информация по основам потребительской грамотности размещается на официальном сайте Роспотребнадзора по Республике Алтай, а также в еженедельном режиме специалисты отдела защиты прав потребителей выступают на радио в рубрике «Важно знать».

Кроме этого, в целях обеспечения населения актуальной информацией по вопросам качества и безопасности товаров (работ, услуг) интересные материалы по вопросам защиты прав потребителей размещаются на  государственном информационном ресурсе http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.

На данном портале каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, а также с информацией о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Уважаемые потребители! Напоминаем, что проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай вы можете по будням с 9-00 до 18-00 по телефону: (38822)64241. Знайте и смелее отстаивайте свои нарушенные права! Не бойтесь обращаться в суд! Помните, специалисты Управления Роспотребнадзора  готовы оказать вам практическую помощь в решении вопросов по защите нарушенных потребительских прав, в том числе и в судебном разбирательстве.