На что обращать внимание при выборе мобильных телефонов Печать

В течение 2017 года в территориальный отдел  Роспотребнадзора по Республике Алтай  в Усть-Коксинском и Усть-Канском районах поступило более 12   обращений граждан о приобретении некачественных смартфонов в магазинах «Планета связи» и «Телефоника», расположенных в с.Усть-Кокса. В своих обращениях потребители жалуются, что в указанных  магазинах под видом новых реализуют бывшие в употреблении телефоны, с дефектами микрофонов, динамиков, аккумуляторных батарей, на то, что при обращении граждан по поводу выявленных недостатков, потребителям не предоставляют на период ремонта аналогичный товар, после ремонта возвращают телефоны с теми же дефектами, отказываются  принимать претензионные письма.

К сожалению, на основании поступивших обращений в связи с продолжающимися «надзорными каникулами» провести проверку не всегда представляется возможным. При этом в большинстве случаев при  уточнении у потребителей  обстоятельств дела  выясняется, что многие проблемы у покупателей возникают по собственной вине, из-за незнания требований законодательства. Необходимо отметить, что если в столице региона реализация средств связи осуществляется  в специализированных сетевых магазинах, то приобретение гаджета в селе имеет свои нюансы в связи с отдаленностью от центра и более низкой потребительской грамотностью потребителей, чем и пользуются некоторые продавцы.

В целях предупреждения нарушений прав потребителей, минимизации количества неудачных покупок, специалисты территориального отдела в Усть-Коксинском, Усть-Канском районах советуют, на что  нужно обращать внимание при выборе телефонов.

Во-первых, чтобы обезопасить себя от приобретения бывшего в употреблении телефона нужно обращать внимание на шлицы винтов (не должно быть царапин, вмятин). Если винтов нет - на кромку пластикового/стального корпуса;

Гарантийные документы и инструкция по эксплуатации должны быть на языке страны, в который вы приобретаете технику, это говорит том, что техника реализуется официально. При этом на русском языке  должна быть вся информация, как о самом телефоне, так и о его изготовителе;  наличие знака сертификации товара - также обязательное условие; требуйте заполнения гарантийных документов в момент покупки изделия, а не потом.

Заранее нужно определиться с тем, для чего вам нужен телефон: для связи и смс или же, как полноценный гаджет, заменяющих фотоаппарат и компьютер. В зависимости от этого, необходимо оценить свойства  батареи, процессора, камеры, дисплея, памяти телефона и прочих характеристик.

Немаловажное значение, как это ни странно, имеет  выбор места приобретения телефона.  Обратите внимание на вывеску магазина. При выявлении недостатков в приобретаемом товаре вы сразу поймете ее значимость. На вывеске должна быть отражена информация о наименовании организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (ИП)  или наименование юридического лица, место жительства ИП или юридический адрес организации), эти данные понадобятся Вам при составлении и предъявлении претензии.

Необходимо знать, что по общему правилу, установленному ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней.

Однако, данное правило распространяется не на все виды товаров. Перечень товаров, не подлежащих обмену по указанным основаниям, установлен Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.

В соответствии с п. 11 данного Перечня, не подлежат обмену и возврату технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, в частности  электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями.

Данный перечень не ограничивает широкую номенклатуру технически сложных товаров, к которым могут быть отнесены и другие товары, прямо не поименованные в перечне, однако по своему функциональному назначению и способу использования подлежащие отнесению к той или иной группе технически сложных товаров.  Так, в п. 47 раздела IV «Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения» Правил продажи отдельных видов товаров при перечислении технически сложных товаров бытового назначения указаны средства связи, не поименованные в указанном выше Перечне.

Кроме того, отнесение сотового телефона к технически сложным товарам подтверждается также и наличием гарантийного срока, в течение которого в случае обнаружения недостатков изготовитель, продавец отвечают за недостатки товара.

В случае если при заключении договора купли-продажи потребителю не была предоставлена необходимая и достоверная информация о характеристиках и свойствах товара, в результате чего он сделал неверный выбор телефона, то в данном случае потребитель вправе предъявить требование о возврате (обмене) телефона, так как имело место нарушение прав потребителя.

Перечень требований, которые потребитель может предъявить в отношении товара ненадлежащего качества теперь поставлен в зависимость от времени обнаружения недостатка в телефоне (смартфоне).

В течение 15 дней со дня передачи потребителю товара при обнаружении любого недостатка производственного характера потребитель по своему выбору вправе предъявить любое из требований, предусмотренных ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно:

- потребовать замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; - отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По истечении 15 дней со дня передачи потребителю товара требования о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы в отношении телефона (смартфона) с сенсорным экраном имеющего недостатки подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара (если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней);

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Таким образом,  потребитель имеет право на обращение в магазин с претензией о расторжении договора купли-продажи сотового телефона и возврата  денежных средств. В случае  отказа продавца в решении вопроса в претензионном порядке, потребитель  может обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав,  а также требовать  взыскания  неустойки и морального вреда.

В порядке  информирования Управление Роспотребнадзора по РА сообщает, что юридическую помощь в составлении исковых требований оказывает Центр консультирования и информирования граждан по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» по адресу:  г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический,  173, тел. 64650, а также помощь в составлении исковых заявлений можно получить в консультационных пунктах при филиалах Центра гигиены и эпидемиологии в районах республики.

Уважаемые потребители, учитывайте вышеуказанные требования при выборе и покупке телефонов, дабы избежать впоследствии неприятных последствий, связанных с возвратом, экспертизой и судебными разбирательствами. Желаем Вам  счастья и удачи в Новом году, и только качественных приобретений!